ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 9.

Правление Фонда

1. Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда.

2. В состав правления Фонда входят генеральный директор Фонда и шесть членов правления Фонда.

3. Руководство правлением Фонда осуществляет председатель правления Фонда. Председателем правления Фонда является генеральный директор Фонда.

4. Члены правления Фонда работают в Фонде на постоянной основе.

5. Размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов утверждается наблюдательным советом Фонда.

6. Члены правления Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Фонда по представлению генерального директора Фонда.

7. Правление Фонда действует на основании утвержденного наблюдательным советом Фонда положения о правлении Фонда, которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения заседаний правления Фонда.

8. Правление Фонда правомочно принимать решения, если на его заседании присутствует не менее двух третей его членов. Решения правления Фонда принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих.

9. На заседании правления Фонда ведется протокол, который представляется членам правления Фонда, в наблюдательный совет Фонда, в аудиторскую организацию, которая проводит ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.

10. Заседания правления Фонда проводятся председателем правления Фонда или уполномоченным им лицом. Протоколы заседания правления Фонда подписываются председательствующим на соответствующем заседании правления Фонда.

Комментарии к статье

1. Правление Фонда - коллегиальный орган управления Фонда, в компетенцию которого входит принятие основных решений, связанных с функционированием Фонда. Так, именно Правление Фонда принимает решение о соответствии заявок на предоставление финансовой поддержи требованиям комментируемого Закона, а также решение о предоставлении субъектам РФ финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки, а также приостановлении финансовой поддержки. По сути, это ключевой орган управления Фонда.

2 - 3. Правление Фонда состоит из генерального директора Фонда и членов правления Фонда. Генеральный директор Фонда назначается на должность Правительством Российской Федерации. Члены правления Фонда назначаются на должность наблюдательным советом Фонда. Генеральный директор Фонда также является председателем правления Фонда, осуществляющим руководство правлением Фонда. Комментируемая статья, как и весь Закон, не раскрывает, что входит в понятие руководства правления Фонда, какими конкретно полномочиями обладает председатель правления Фонда в отличие от членов правления Фонда. Единственное указание содержится в п. 10 комментируемой статьи, из которого следует, что председатель правления Фонда проводит заседания правления Фонда. Однако следует учитывать, что до настоящего момента наблюдательный совет Фонда не утвердил положение о правлении Фонда, которое должно устанавливать сроки, порядок созыва и проведения заседаний Фонда и, возможно, определит круг полномочий председателя правления Фонда.

4. Члены правления Фонда работают в Фонде на постоянной основе, следовательно, между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и членами наблюдательного совета Фонда должны существовать трудовые отношения. Основным документом в Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года. Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Будучи стороной в трудовых отношениях с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, члены правления Фонда вправе требовать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, обязательное страхование, а также имеет право на все социальные гарантии, закрепленные ТК РФ. Прием на работу членов правления Фонда должен быть оформлен приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. В соответствии с п. 3 ст. 11 комментируемого Закона издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Фонда генеральный директор Фонда. При невыполнении требований трудового законодательства о заключении трудового договора, издании приказа и ознакомлении с ним членов правления Фонда под сомнение ставится правомочие правления Фонда принимать какие-либо решения.

Отдельно следует отметить, что ни комментируемая статья, ни настоящий Закон прямо не устанавливают, что между членами правления Фонда и Фондом существуют трудовые отношения, однако на это указывает терминология, используемая в ст. 9. Так, п. 6 устанавливает, что член правления Фонда - это должность, п. 5 указывает, что члены правления Фонда получают за свою работу вознаграждение, а п. 4 устанавливает, что члены правления Фонда именно работают в Фонде на постоянной основе. "Современный экономический словарь" под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. указывает, что под словом работа понимается либо вид и место трудовой деятельности человека, либо осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений. Как установлено ст. 129 ТК РФ, вознаграждение за труд есть не что иное, как заработная плата. Все положения комментируемой статьи говорят именно о постоянной трудовой деятельности членов правления Фонда. Однако не исключено и иное толкование этой нормы закона, основанное на том, что самостоятельно каждый член правления Фонда в силу комментируемого Закона никаких трудовых функций не выполняет и не наделен никакими правами и обязанностями, а лишь является составной частью органа управления. На основании ст. 15 ТК РФ можно утверждать, что при отсутствии такого признака трудовых отношений, как трудовая функция (работа по определенной специальности, квалификации или должности), рассматриваемые отношения не могут быть трудовыми. В любом случае при изложении настоящего комментария автор исходит из наличия между Фондом и членами правления Фонда трудовых отношений, так как находит данную позицию более убедительной.

5. Размер вознаграждения членов правления Фонда, равно как и компенсация произведенных ими расходов, утверждается наблюдательным советом Фонда. Устанавливаемое наблюдательным советом Фонда вознаграждение не может быть менее размера минимальной заработной платы, устанавливаемого в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 2007 года сумма минимального размера оплаты труда в месяц не может быт менее 2300 рублей. Исходя из ст. 136 ТК РФ, вознаграждение должно выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Трудовое законодательство предусматривает два случая компенсации работникам произведенных ими расходов. Это компенсация расходов на оплату стоимости и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и компенсация расходов, связанных с переездом для лиц работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Никаких иных компенсаций расходов работникам действующее законодательство не предусматривает, равно как и никаких указаний на этот счет не содержит комментируемый Закон. Вместе с тем следует учитывать, что, указывая на компенсации произведенных членами правления Фонда расходов, законодатель имел в виду компенсации в рамках ст. ст. 164 и 165 ТК РФ (компенсационные выплаты). По смыслу этих статей, компенсация - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами в случаях направления в служебные командировки, переезда на работу в другую местность, совмещения работы с обучением, предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и в других случаях.

6 - 7. Члены правления Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Фонда. Как следует из ст. 9 комментируемого Закона, назначение на должность происходит путем принятия наблюдательным советом Фонда соответствующего решения на заседании наблюдательного совета Фонда и оформления принятого решения протоколом. Правом на представление наблюдательному совету Фонда членов правления Фонда обладает генеральный директор Фонда. Наблюдательный совет Фонда также должен принять положение о правлении Фонда, которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения заседания правления Фонда. До этого момента процесс проведения заседания правления Фонда остается нерегламентированным, что, однако, не мешает функционировать правлению, применяя аналогию права.

8 - 10. Правление Фонда правомочно принимать решение, если на его заседании присутствует не менее двух третей его членов, то есть не менее пяти. Решения правления принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих. На заседании правления Фонда ведется протокол. Как и в случае с протоколами заседаний наблюдательного совета Фонда, никаких императивных требований к подобного рода протоколам не существует. Единственное необходимое условие - отражение решения, которое было принято, а также места и времени его принятия. Особо следует отметить сложившуюся судебную практику по вопросу оспаривания протоколов как процессуальных документов. Оспорено может быть только решение, принятое на заседании, протокол, зафиксировавший это решение, оспариванию не подлежит. Заседания правления Фонда проводятся председателем правления Фонда или уполномоченным на то лицом. Как и в случае с наблюдательным советом Фонда, данную норму Закона при ответе на вопрос, должно ли уполномоченное лицо быть членом правления Фонда, можно трактовать двояко. Протоколы заседаний правления Фонда подписываются председательствующим на соответствующем заседании правления Фонда и в обязательном порядке должны представляться членам правления Фонда, в наблюдательный совет Фонда, в аудиторскую организацию, которая проводит ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.