ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 7.

Наблюдательный совет Фонда

1. Наблюдательный совет Фонда осуществляет контроль за деятельностью Фонда, в том числе за исполнением принимаемых иными органами управления Фонда решений, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом настоящего Федерального закона.

2. Наблюдательный совет Фонда действует на общественных началах, члены наблюдательного совета Фонда не состоят в штате Фонда.

3. Председатель наблюдательного совета Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Председатель наблюдательного совета Фонда назначается на срок осуществления деятельности Фонда. Новая кандидатура на должность председателя наблюдательного совета Фонда назначается одновременно с досрочным освобождением от должности председателя наблюдательного совета Фонда, ранее назначенного на эту должность.

4. Состав наблюдательного совета Фонда утверждается Правительством Российской Федерации. В состав наблюдательного совета Фонда на срок осуществления деятельности Фонда включаются:

1) шесть членов по представлению Президента Российской Федерации;

2) пять членов по представлению Правительства Российской Федерации;

3) четыре члена по представлению Федерального Собрания Российской Федерации (по два от каждой палаты Федерального Собрания);

4) два члена по представлению Общественной палаты Российской Федерации.

5. Полномочия членов наблюдательного совета Фонда, утвержденных в установленном частью 4 настоящей статьи порядке, могут быть прекращены досрочно на основании представлений соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации. Указанные в настоящей части представления должны содержать предложения о назначении новых членов наблюдательного совета Фонда. При этом полномочия членов наблюдательного совета Фонда, в отношении которых поданы представления о досрочном прекращении их полномочий, прекращаются с даты назначения новых членов наблюдательного совета Фонда.

6. Заседания наблюдательного совета Фонда созываются его председателем или не менее чем одной третью членов наблюдательного совета Фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

7. Наблюдательный совет Фонда правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее трех четвертей его членов. Решения наблюдательного совета Фонда принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих. По инициативе лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, голосование по вопросам, вынесенным на рассмотрение заседания наблюдательного совета Фонда, может быть проведено заочно.

8. Заседание наблюдательного совета Фонда проводится председателем наблюдательного совета Фонда, а в его отсутствие лицом, уполномоченным председателем наблюдательного совета Фонда.

9. Протокол заседания наблюдательного совета Фонда подписывается председательствующим на соответствующем заседании наблюдательного совета Фонда. Мнение члена наблюдательного совета Фонда по его требованию заносится в протокол.

10. Заседание наблюдательного совета Фонда может быть созвано по требованию аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.

Комментарии к статье

1. Наблюдательный совет Фонда является органом управления, основной целью деятельности которого является контроль за деятельностью Фонда. Как следует из первой части комментируемой статьи, контроль за деятельностью Фонда осуществляется в следующих направлениях:

- контроль за исполнением принимаемых иными органами управления Фонда решений;

- контроль за использованием средств Фонда;

- контроль за соблюдением Фондом настоящего Закона.

При реализации функции контроля за деятельностью Фонда наблюдательный совет Фонда рассматривает информацию по вопросам осуществления деятельности Фонда, принятых органами управления решений, рассматривает результаты мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных комментируемым Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Рассмотрение информации при реализации функции контроля за деятельностью Фонда проводится на основании направляемых в наблюдательный совет Фонда документов. Так, в наблюдательный совет Фонда в обязательном порядке должны направляться отчет о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда; протоколы заседаний правления Фонда; годовой отчет Фонда.

Годовой отчет Фонда включает в себя отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период, годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность Фонда, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда за отчетный год, отчет о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных ст. 14 комментируемого Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда за отчетный год. Для осуществления контроля за использование средств Фонда наблюдательный совет Фонда вправе принимать решение о проведении внеочередных аудиторских проверок ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда. По итогам рассмотрения информации при реализации функции контроля за деятельностью Фонда наблюдательный совет Фонда вправе вырабатывать рекомендации для других органов управления Фондом, однако комментируемый Законе не содержит никаких указаний на обязательное исполнение органами управления Фонда рекомендаций, вырабатываемых наблюдательным советом Фонда.

Вместе с тем наблюдательный совет Фонда, несмотря на продекларированные исключительно контрольные функции, вправе принимать решения, имеющие определяющее значение для деятельности Фонда. В частности, наблюдательный совет Фонда вправе по представлению генерального директора Фонда освободить от должности членов правления Фонда и назначить на должность новых членов правления Фонда. Кроме того, наблюдательный совет Фонда вправе не утверждать размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов. Также именно наблюдательным советом Фонда утверждается положение о правлении Фонда. Никаких указаний на то, в каких случаях наблюдательный совет Фонда вправе принимать те или иные решения, комментируемый Закон не содержит. Кроме того, наблюдательный совет Фонда никому не подотчетен при принятии своих решений, следовательно, единственным разумным основанием для принятия тех или иных решений может являться результат контроля за деятельностью Фонда осуществляемого наблюдательным советом Фонда. Таким образом, помимо контрольных и организационно-распорядительных функций наблюдательный совет Фонда также утверждает перечень документов, подтверждающих выполнение ряда условий, необходимых для исполнения субъектами правоотношений по представлению финансовой поддержки, что, в свою очередь, также позволяет говорить о наличии также нормативной функции наблюдательного совета Фонда.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что наблюдательный совет Фонда действует на общественных началах, члены наблюдательного совета Фонда не состоят в штате Фонда. Данное положение, по сути, говорит о двух обстоятельствах. Во-первых, члены наблюдательного совета Фонда принимают участие в деятельности безвозмездно. Их труд оплате не подлежит ни в трудовом, ни в гражданско-правовом порядке. Основной причиной наличия такого положения скорее всего является то обстоятельство, что по замыслу законодателя членами наблюдательного совета должны являться в том числе лица, на которых распространяется действие Федерального закона "О государственной службе", который не допускает осуществления государственным служащем какой-либо оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской и творческой. Во-вторых, члены наблюдательного совета Фонда не связаны с Фондом трудовыми отношениями, следовательно, на них не распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для работников. Функциями по руководству деятельности наблюдательного совета Фонда наделен председатель наблюдательного совета Фонда. Именно им проводятся заседания наблюдательного совета Фонда, и именно он имеет право единолично созвать заседание наблюдательного совета Фонда. Председатель наблюдательного совета Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации. Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства был назначен распоряжением от 31 октября 2007 года N 1539-р. Им стал министр регионального развития Российской Федерации Д.Н. Козак. 3. Далее комментируемая статья устанавливает, что председатель наблюдательного совета Фонда назначается на срок осуществления деятельности Фонда. Предельный срок деятельности Фонда - 1 января 2012 года установлен в п. 6 ст. 3 комментируемого Закона. Однако это не означает, что на должность председателя наблюдательного совета Фонда не может быть назначено иное лицо. Статья 7 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" допускает досрочное освобождение от должности председателя наблюдательного совета Фонда, при этом устанавливая, что одновременно должна быть назначена новая кандидатура на эту должность.

4. Состав наблюдательного совета Фонда утверждается Правительством. Настоящая статья закрепляет за рядом лиц право по предложению кандидатур на утверждение Правительством Российской Федерации. Так, Президент Российской Федерации должен представить шесть членов, Правительство Российской Федерации - пять членов, четыре члена - от Федерального Собрания Российской Федерации (по два от Государственной Думы Российской Федерации и Совета Федерации), два члена - от Общественной палаты Российской Федерации. Итак, всего наблюдательный совет Фонда должен состоять из 17 членов. Распоряжением от 31 октября 2007 года N 1539-р председатель Правительства Российской Федерации утвердил состав наблюдательного совета государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

5. Полномочия членов наблюдательного совета Фонда могут быть прекращены досрочно. Прекращение полномочий членов наблюдательного совета происходит в момент назначения новых членов наблюдательного совета Фонда. Представление о прекращении полномочий членов наблюдательного совета Фонда может быть подано Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации. Комментируемая норма Закона не содержит прямого указания на то, что представление о прекращение полномочий членов наблюдательного совета Фонда может быть подано конкретным органом власти или лицом только в отношении тех членов, которые были назначены по его же представлению. Однако это так, ибо представление о досрочном прекращении полномочий челнов наблюдательного совета Фонда должно содержать предложение о назначении новых членов наблюдательного совета Фонда, на основании которого произойдет последующее утверждение новых членов наблюдательного совета Фонда. Следовательно, в случае, если Президент Российской Федерации направит представление о досрочном прекращении полномочий члена наблюдательного совета Фонда, который был назначен по представлению Общественной плата Российской Федерации, то он обязан предложить иную кандидатуру. В этом случае утверждение предложения Президента России будет означать, что в наблюдательном совете Фонда стало семь членов, назначенных по представлению Президента Российской Федерации, и один член, назначенный по представлению Общественной плата Российской Федерации, а это прямо противоречит п. 4 ст. 7 настоящего Закона. Каких-либо специальных оснований для направления представления о досрочном прекращении полномочий члена наблюдательного совета Фонда комментируемая норма Закона не содержит, следовательно, лицо, направляющее представление, не должно его каким-либо образом обосновывать. Однако следует отметить, что формулировка п. 5 ст. 7 комментируемого Федерального закона содержит речевой оборот "полномочия могут быть прекращены досрочно на основании представлений". Это означает, что Правительство Российской Федерации может и не утверждать новые предлагаемые кандидатуры, тем самым не прекращая полномочия членов наблюдательного совета Фонда также без объяснения причин.

6. Для исполнения функций наблюдательного совета Фонда, рассмотрения информации и принятия решения проводятся заседания наблюдательного совета Фонда. Созываются заседания наблюдательного совета Фонда либо его председателем, либо не менее чем одной трети членов наблюдательного совета Фонда, в количественном выражении - не менее чем шестью членами. Также заседание наблюдательного совета Фонда может быть созвано по требованию аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда (более подробно о проведении ежегодной обязательной аудиторской проверке смотри комментарий к ст. 13). Заседания наблюдательного совета Фонда должны проводиться не реже одного раза в квартал и по мере необходимости. По всей видимости, такой необходимостью может являться необходимость рассмотрения информации или принятия решения. В комментируемом Законе отсутствует нормативно урегулированный порядок созыва наблюдательного совета Фонда, следовательно, в данном случае инициаторам следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. В прикладном значении это следует понимать как заблаговременное извещение каждого члена наблюдательного совета Фонда с предоставлением возможности ознакомиться с информацией и материалами, которые будут рассматриваться на заседании наблюдательного совета Фонда.

7. Наблюдательный совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее трех четвертей его членов, что составляет 13 членов наблюдательного совета Фонда. Решения наблюдательного совета принимаются двумя третями голосов от числа присутствующих. Комментируемая статья также предусматривает возможность проведения заочного голосования по вопросам, вынесенным на рассмотрение. Федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не раскрывает понятие и порядок проведения заочного голосования, что позволяет применить в этом случае аналогию закона. В соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Например, можно воспользоваться ст. 47 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой проведение заочного голосования - передача в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания, в письменной форме решений по вопросам, поставленным на голосование.

8. Заседание наблюдательного совета Фонда проводится председателем наблюдательного совета Фонда. При отсутствии председателя заседание наблюдательного совета Фонда проводится лицом, уполномоченным председателем наблюдательного Фонда. Важно обратить внимание на то, что законодатель не указывает, что это лицо должно в обязательном порядке быть членом наблюдательного совета Фонда, то есть это может быть любое лицо. Кроме того, комментируемая статья также не устанавливает, в чем должны выражаться переданные полномочия. Совершенно неясно, либо это письменная доверенность, либо устное поручение, либо какое-либо соглашение. Исходя из существующей аксиомы российского права "все, что не запрещено, то разрешено", следует, что уполномочить на проведение заседания наблюдательного совета Фонда председатель наблюдательного совета Фонда может совершенно любое лицо простым звонком по телефону. Хотя возможно и другое понимание.

9. Как следует из п. 9 настоящей статьи основная функция председательствующего на соответствующем заседании наблюдательного совета Фонда - подписание протокола заседания наблюдательного совета Фонда. Очевидно, что председательствующий на заседании наблюдательного совета Фонда по замыслу законодателя, скорее всего, и есть лицо, проводящее заседание наблюдательного совета Фонда. Термин "председательствующий в заседании" может указывать на участие этого лица в заседании как полноправного члена наблюдательного совета Фонда, проводиться заседания должны именно членом наблюдательного совета Фонда. Комментируемая статья содержит указание на то, что мнение члена наблюдательного совета Фонда заноситься в протокол только по его требованию. Это значит, что в протокол заседаний наблюдательного совета Фонда должны в обязательном порядке вносить исключительно решения, которые принимаются на заседании. Высказываемые реплики, замечания и идущие обсуждения протоколироваться не должны, если отсутствует требование высказывающегося о необходимости занесения в протокол его реплики.