ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 25.

Ликвидация Фонда

1. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 года. Основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

2. К процедуре ликвидации Фонда не применяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

3. В течение месяца со дня возникновения оснований для ликвидации Фонда правление Фонда уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о ликвидации Фонда, формирует ликвидационную комиссию Фонда (далее — ликвидационная комиссия), определяет порядок ее деятельности и утверждает смету расходов на осуществление мероприятий по ликвидации Фонда.

4. Ликвидационная комиссия опубликовывает в органах печати, в которых были опубликованы данные о государственной регистрации Фонда, информацию о ликвидации Фонда и порядке заявления требований его кредиторами.

5. Требования кредиторов к Фонду предъявляются в течение двух месяцев со дня опубликования в органах печати, в которых были опубликованы данные о государственной регистрации Фонда, информации о ликвидации Фонда.

6. Ликвидационная комиссия после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества Фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения.

7. Правление Фонда рассматривает и утверждает промежуточный ликвидационный баланс Фонда.

8. В случае, если имеющиеся у Фонда средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества Фонда с публичных торгов в порядке, установленном частями 9 — 11 настоящей статьи.

9. Начальная цена выставляемого на торги имущества устанавливается оценщиком, определяемым в порядке, установленном ликвидационной комиссией.

10. Имущество Фонда, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные (вторые) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (вторые) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на десять процентов первоначальной цены, установленной для первых торгов.

11. Имущество Фонда, не проданное на повторных (вторых) торгах, выставляется на повторные (третьи) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (третьи) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на десять процентов первоначальной цены, установленной для повторных (вторых) торгов.

12. Требования кредиторов к Фонду удовлетворяются в очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

13. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается правлением Фонда.

14. Средства Фонда, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Фонду, перечисляются в федеральный бюджет в порядке, установленном настоящей статьей.

15. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу оставшегося после удовлетворения требований кредиторов к Фонду имущества Фонда с публичных торгов в порядке, предусмотренном частями 9 — 11 настоящей статьи, в течение двух месяцев со дня утверждения ликвидационного баланса, а средства, полученные от реализации такого имущества, перечисляются в федеральный бюджет в течение тридцати дней со дня подписания протокола о результатах торгов.

16. Имущество Фонда, не проданное на повторных (третьих) торгах, по решению правления Фонда в течение тридцати дней со дня завершения расчетов с кредиторами списывается на убытки Фонда.

Комментарии к статье

1. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 года. Основанием для ликвидации Фонда до окончания указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

Комментируемая часть статьи предполагает возможность ликвидации Фонда при наличии лишь двух оснований:

1) истечение срока его деятельности;

2) использование в полном объеме предназначенных средств.

В то же время ст. 61 ГК РФ, регламентирующая ликвидацию юридического лица, предполагает наличие и других оснований. К примеру, юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

- по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях.

Таким образом, гражданское законодательство в значительной степени расширяет основания и мотивы ликвидации организаций, отмечая истечение срока деятельности и достижение целей, поставленных при создании, только как частные случаи в числе прочих.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным в законе основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Таким органом в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 является Федеральная регистрационная служба.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает для Фонда более лояльный подход к его ликвидации, нежели для иных организаций - юридических лиц на территории Российской Федерации.

Для того чтобы оценить преимущества недопустимости применения в отношении Фонда законодательства о несостоятельности (банкротстве), необходимо представлять общий порядок реализации данных правовых инструментов. Так, в соответствии со ст. 61 ГК РФ, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания должника банкротом. В соответствии со ст. 9 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Кроме того, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право кредиторы по денежным обязательствам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

А также этим правом обладают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Реализация права на обращение в арбитражный суд указанных лиц допускается в случае, если юридическое лицо - должник не способно удовлетворить их требования по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом размер задолженности должен быть не менее ста тысяч рублей.

При стечении указанных выше условий в отношении должника могут быть ведены различные процедуры банкротства, начиная с внешнего наблюдения и заканчивая конкурсным производством.

Специфика признания должника банкротом заключается в том, что имущество ликвидируемой организации распределяется с учетом мнения собрания кредиторов в установленном законом порядке при участии члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Таким образом, недопустимость применения в отношении Фонда процедуры банкротства означает для его кредиторов невозможность обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением в целях защиты своих законных прав и интересов, что гипотетически позволяет руководству корпорации не особо беспокоиться об обеспеченности своих обязательств имуществом.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет орган Фонда, к компетенции которого относится принятие решения о его ликвидации, формирование ликвидационной комиссии, определение порядка деятельности ликвидационной комиссии и сметы расходов процедур ликвидации - правление Фонда.

Кроме того, описываемая норма не содержит указания на необходимость принятия решения о ликвидации Фонда, а связывает уведомление регистрирующего органа непосредственно с возникновением определенных обстоятельств.

Тем не менее, исходя из положений действующего законодательства Российской Федерации, ликвидация некоммерческой организации начинается с реализации следующих этапов:

- принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

- формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора.

При этом принятие соответствующего решения о ликвидации Фонда, исходя из анализа комментируемой статьи, также относится к компетенции правления Фонда (см. комментарий к соответствующей статье).

Таким образом, правление Фонда в течение месячного срока с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для ликвидации Фонда, собирается для принятия соответствующего решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.

Принятие решения о ликвидации Фонда фактически вменяется в обязанность правлению Фонда, в то время как несоблюдение данной обязанности со стороны уполномоченного органа может послужить основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации Фонда.

Установленный законом месячный срок уведомления регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации Фонда определен законодателем в целях регламентации некоторых аспектов процедуры ликвидации, однако ответственность правления Фонда в случае несоблюдения указанной нормы не предусмотрена.

Правильным представляется, что правление Фонда в случае необходимости его ликвидации принимает соответствующие решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, утверждении порядка ее работы и сметы расходов по ликвидации одновременно, хотя данное положение в комментируемой статье не содержится.

При этом под федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 понимается Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции Российской Федерации.

Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции РФ в Приказе от 5 июля 2007 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций в связи с их ликвидацией" устанавливает общий порядок ликвидации некоммерческих организаций.

Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указанные лица обязаны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом некоммерческой организации, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Росрегистрацию (территориальный орган Росрегистрации) представляются уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации по форме N РН0005, уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации по форме N РН0006, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212, с приложением решения о ликвидации некоммерческой организации, документа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) некоммерческой организации.

4. Согласно ст. 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Необходимо отметить, что юридические лица, в том числе некоммерческие организации, вправе осуществлять публикацию обязательных в силу закона сообщений в любых печатных изданиях. Вместе с тем, учитывая требования действующего законодательства Российской Федерации, обязанность юридических лиц по опубликованию указанных сообщений будет также считаться исполненной при условии их размещения в органе печати, в котором публикуются сведения о государственной регистрации, - специализированном печатном издании.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации", зарегистрированный Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 19.10.2004, регистрационный номер свидетельства ПИ N 77-18680 (перерегистрирован 26.01.2005, регистрационный номер свидетельства ПИ N 77-19453).

Публикация в средстве массовой информации должна содержать следующую информацию:

- о наименовании организации;

- об основном государственном регистрационном номере;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о коде причины постановки;

- о местонахождении организации;

- о дате и реквизитах принятого решения о ликвидации;

- о сроке принятия требований кредиторов;

- об адресе, по которому кредиторам следует предъявлять требования.

5. Требования кредиторов к Фонду предъявляются в течение двух месяцев со дня опубликования в органах печати, в которых были опубликованы данные о государственной регистрации Фонда, информации о ликвидации Фонда.

Комментируемая норма императивно определят срок предъявления требований кредиторов к Фонду и связывает течение указанного срока именно с моментом опубликования информации о ликвидации Фонда.

В случае же с коммерческими организациями указанный срок не может быть меньше двух месяцев, однако максимального его предела нормативно не закреплено.

Однако несоблюдение требований о сроке приема требований кредиторов в арбитражной практике расценивается как несоблюдение процедуры ликвидации и является основанием для отказа регистрирующего органа во внесении записи о ликвидации организации в Единый государственный реестр юридических лиц. Следует учитывать, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций в порядке специальной подведомственности в соответствии со ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В то же время, согласно п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ", "дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами".

В соответствии с п. 2 ст. 13 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" "по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации".

Таким образом, обжалование отказа в государственной регистрации записи о ликвидации Фонда, в случае такого стечения обстоятельств, будет производиться путем подачи соответствующего заявления в суд общей юрисдикции по месту нахождения регистрирующего органа.

Кроме того, действующее законодательство не устанавливает обязательную письменную форму требований, которые должны быть предъявлены кредиторами в течение двух месяцев с момента опубликования соответствующей информации в СМИ.

Тем не менее несоблюдение указанной формы может в значительной степени осложнить последующую защиту прав заявителя.

6. Ликвидационная комиссия после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества Фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения.

Так, в соответствии с комментируемой нормой, ликвидационная комиссия (ликвидатор) по истечении двухмесячного срока с момента опубликования сведений о принятии решения о ликвидации Фонда, отведенного для предъявления требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Указанный баланс не является документом бухгалтерской отчетности, не имеет утвержденной или рекомендованной формы и должен отвечать всего лишь пяти требованиям.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества.

В соответствии со ст. 25 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иным имуществом в соответствии с ГК РФ являются объекты материального мира, имеющие экономический эквивалент, а также имущественные права.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о перечне предъявленных кредиторами в двухмесячный срок с момента опубликования сообщения о ликвидации требований.

Также следует отметить, что вопрос включения или невключения того или иного требования кредитора в промежуточный ликвидационный баланс относиться к компетенции ликвидационной комиссии.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о результатах рассмотрения предъявленных кредиторами требований.

Следует понимать, что результатами рассмотрения требований могут быть как управленческие решения по поводу предстоящих расчетов, так и данные об уже произведенных расчетах.

Таким образом, даже если в промежуточном ликвидационном балансе отразить решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленных требований в связи с их правомерностью или, наоборот, необоснованностью, то данные сведения послужат результатом рассмотрения обращений кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть составлен в письменной форме.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден правлением Фонда.

Именно этому условию и посвящена часть седьмая комментируемой статьи.

7. Правление Фонда рассматривает и утверждает промежуточный ликвидационный баланс Фонда.

На практике вопрос утверждения промежуточного ликвидационного баланса уполномоченным на то органом имеет лишь один существенный аспект (помимо правомерности принятия соответствующего решения об утверждении) - это документарная форма отражения воли правления Фонда на совершение указанных действий. А именно должен ли промежуточный ликвидационный баланс непосредственно содержать решение о его утверждении в виде подписей членов правления Фонда, выписки из протокола заседания правления или ином виде, безусловно свидетельствующем о его утверждении? Или направление в адрес регистрирующего органа указанного документа уже свидетельствует о соблюдении установленной процедуры утверждения?

Сложившаяся арбитражная практика не дает ответа на данные вопросы, однако правильным с точки зрения достижения поставленного результата представляется все-таки предоставление на государственную регистрацию промежуточного ликвидационного баланса, однозначно свидетельствующего о его утверждении или имеющего в качестве приложения соответствующее решение или выписку из него.

В то же время действующим законодательством о государственной регистрации юридических лиц предположение правомерности действий заявителя вменяется в обязанность регистрирующему органу, что допускает возможность отклонения от описанной выше рекомендации.

8. В случае если имеющиеся у Фонда средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества Фонда с публичных торгов в порядке, установленном ч. ч. 9 - 11 настоящей статьи. В описываемой ситуации правильным представляется, что под средствами Фонда подразумеваются денежные средства, а под имуществом - иное движимое и недвижимое имущество в гражданско-правовом понимании за исключением денег.

В соответствии с общими положениями ГК РФ торги могут проводиться в форме конкурсов и аукционов.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до его проведения.

В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

9. Начальная цена выставляемого на торги имущества устанавливается оценщиком, определяемым в порядке, установленном ликвидационной комиссией.

Комментируемая норма устанавливает обязательность привлечения оценщика для определения начальной цены имущества, выставляемого на торги.

10. Имущество Фонда, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные (вторые) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (вторые) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на десять процентов первоначальной цены, установленной для первых торгов.

Комментируемая норма закрепляет возможность проведения повторных торгов в отношении имущества, не реализованного по заявленной стоимости на первых торгах, а также максимальный предел понижения начальной стоимости имущества в таком случае.

При этом десятипроцентный уровень не является обязательным, а всего лишь максимально допустимым, что не исключает возможности понижения начальной цены в размере от нуля до десяти процентов.

11. Имущество Фонда, не проданное на повторных (вторых) торгах, выставляется на повторные (третьи) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (третьи) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на десять процентов первоначальной цены, установленной для повторных (вторых) торгов.

Данная норма дублирует положения части десятой описываемой статьи с тем отличием, что ей предусматривается возможность проведения третьих торгов, разница первоначальной стоимости имущества при проведении которых может быть ниже еще на десять процентов по отношению к вторым торгам.

12. Требования кредиторов к Фонду удовлетворяются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Часть 12 комментируемой статьи дублирует положения ГК РФ.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

13. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается правлением Фонда.

Особенность ликвидационного баланса как документа заключается в том, что он должен содержать сведения о наличии или отсутствии имущества Фонда после проведения расчета с кредиторами; о судьбе указанного имущества в случае его наличия; сведения о наличии или отсутствии кредиторской задолженности Фонда перед третьими лицами; сведения об утверждении ликвидационного баланса правлением Фонда.

Указанные требования к ликвидационному балансу не установлены нормативно, однако совокупность косвенных факторов свидетельствует об обязательности соблюдения данных условий.

14. Средства Фонда, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Фонду, перечисляются в федеральный бюджет в порядке, установленном настоящей статьей.

Судя по всему, в данном случае законодатель отсылает читателя к ч. 15 комментируемой статьи, определяющей тридцатидневных срок перечисления средств Фонда, оставшихся после расчетов с кредиторами, в федеральный бюджет.

Кроме того, следует отметить, что Российская Федерация, выступившая учредителем Фонда, не является его кредитором в том качестве, в котором выступает, например, подрядчик выполненных по заказу Фонда работ, а лишь имеет право на возврат оставшихся после ликвидации средств в случае их наличия.

15. Ликвидационная комиссия осуществляет продажу оставшегося после удовлетворения требований кредиторов к Фонду имущества Фонда с публичных торгов в порядке, предусмотренном ч. ч. 9 - 11 настоящей статьи, в течение двух месяцев со дня утверждения ликвидационного баланса, а средства, полученные от реализации такого имущества, перечисляются в федеральный бюджет в течение тридцати дней со дня подписания протокола о результатах торгов.

Таким образом, императивно закрепляется максимальная продолжительность срока проведения торгов, средства от проведения которых направляются в счет погашения долгов Фонда, - два месяца. При этом утверждение ликвидационного баланса предшествует процедуре проведения торгов, что исключает определение в указанном балансе точного количества средств, перечисляемых в федеральный бюджет после окончательного расчета с кредиторами.

16. Имущество Фонда, не проданное на повторных (третьих) торгах, по решению правления Фонда в течение тридцати дней со дня завершения расчетов с кредиторами списывается на убытки Фонда.

Данная норма закрепляет возможность списания имущества Фонда, оставшегося после проведения всех расчетов с кредиторами в случае, если повторные торги не поспособствовали реализации такого имущества.

В то же время Российская Федерация закрепляет за собой право на получение при ликвидации Фонда исключительно денежных средств и только посредством перечисления в федеральный бюджет. Распределения иного имущества при прекращении правоспособности Фонда не предусмотрено.