ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 23.

Порядок принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

1. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда приостанавливается на основании решения правления Фонда в случае:

1) непредставления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отчета о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отчета о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период в установленный срок или представления таких отчетов с нарушениями требований к их форме;

2) выявления Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда нецелевого использования средств Фонда;

3) использования средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда без долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов в объеме, установленном частью 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, по итогам бюджетного года;

4) невыполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

2. Решение правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, приостановленное Фондом по основаниям, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отчета об устранении выявленных нарушений.

4. Правление Фонда в течение десяти рабочих дней со дня представления указанного в части 3 настоящей статьи отчета об устранении выявленных нарушений обязано рассмотреть указанный отчет и принять решение о возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда или решение об отказе в возобновлении предоставления такой финансовой поддержки.

5. Решение об отказе в возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда принимается правлением Фонда в случае неустранения нарушений, указанных в части 1 настоящей статьи.

6. В случае неустранения в течение трех месяцев со дня принятия правлением Фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда нарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, по решению правления Фонда средства Фонда могут быть распределены между другими субъектами Российской Федерации в порядке, установленном частью 4 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Комментарии к статье

1. Комментируемая статья посвящена рычагам и механизмам воздействия на получателей финансовой поддержки Фонда, которыми выступают субъекты РФ, в случаях несоблюдения ими существенных условий расходования выделяемых средств

Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда приостанавливается на основании решения правления Фонда в случае: 1) непредставления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отчета о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отчета о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период в установленный срок или представления таких отчетов с нарушениями требований к их форме. Пункт 1 ч. 1 настоящей статьи в качестве оснований для приостановления предоставления финансовой поддержки устанавливает несоблюдение главами субъектов Российской Федерации обязанности по предоставлению отчетов о ходе реализации адресных программ и отчета о расходовании средств в установленный срок. Несоблюдение формы отчетов также законодательно приравнивается к описанному нарушению. При этом указанный срок, равно как и форма предоставления отчетов, в соответствии со ст. 22 будет определяться правлением Фонда. Предположительно, содержание отчетов о ходе реализации адресных программ и о расходовании средств должно отражать соблюдение получателем финансовой поддержки условий, предусмотренных главой 5 комментируемого Закона, и динамику реализации на местах положений главы 6 Закона. Отчетным периодом, в соответствии с положениями настоящего Закона, является календарный год - с 1 января по 31 декабря;

2) выявления Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда нецелевого использования средств Фонда. Данная норма не содержит какой-либо интриги и отражает реальные опасения законодателя на предмет поступления выделяемых средств конечному адресату в виде конкретных работ и услуг;

3) использования средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда без долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов в объеме, установленном ч. 2 ст. 18 настоящего Федерального закона, по итогам бюджетного года. Комментируемый пункт данной статьи носит отсылочный характер и предполагает наступление негативных последствий для получателя средств Фонда, несоблюдение принципа пропорционального участие сторон в реформировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства страны. Подробности о порядке определения объема долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов можно уточнить в комментарии к ст. 18 настоящего Закона;

4) невыполнения субъектами РФ и (или) муниципальными образованиями предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда при условии их расположения на территориях не менее двух муниципальных образований, которые выполнили предусмотренные ч. 1 настоящей статьи условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и общая суммарная численность населения которых составляет не менее чем двадцать процентов общей численности населения субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся такие муниципальные образования. Перечень документов, подтверждающих выполнение предусмотренных п. п. 1 - 3, 12 ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи условий, утверждается наблюдательным советом Фонда не позднее 1 декабря 2007 года.

2. Решение правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Комментируемая норма закрепляет два важных, на взгляд автора, положения, первым из которых является максимально допустимый срок уведомления руководителя субъекта Федерации о приостановлении финансирования - пять рабочих дней. Трудно объяснить обоснованность установления настолько продолжительного максимального срока на выполнение канцелярской по своей сути работы.

Вторым неясным моментом комментируемой нормы является неопределенность порядка направления соответствующего решения высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, например, скорость доставки простой почтовой корреспонденции разительно отличается от скорости доставки спецсвязи. Таким образом, быстрота возобновления финансирования в случае его приостановления может напрямую зависеть от вида связи, посредством которой предполагается доставка корреспонденции адресату.

3. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, приостановленное Фондом по основаниям, которые предусмотрены ч. 1 настоящей статьи, возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) отчета об устранении выявленных нарушений. Часть 3 комментируемой статьи определяет процедуру, соблюдение которой позволяет возобновить предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. При этом со стороны получателя средств требуется устранение выявленных нарушений, подтвержденное соответствующим отчетом высшего должностного лица субъекта Федерации. Настоящий Закон не предусматривает обязательных форм и требований к отчету об устранении выявленных нарушений, однако, предположительно, он должен содержать безусловные доказательства исполнения обязательных положений реализации реформирования жилищно-коммунального сектора.

4. Правление Фонда в течение десяти рабочих дней со дня представления указанного в ч. 3 настоящей статьи отчета об устранении выявленных нарушений обязано рассмотреть указанный отчет и принять решение о возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда или решение об отказе в возобновлении предоставления такой финансовой поддержки. Представляется правильным ограничение срока рассмотрения отчета об устранении выявленных нарушений и принятия соответствующего решения правлением Фонда десятью рабочими днями. При этом дата, с которой начинает течь указанный срок, определяется моментом представления отчета правлению Фонда. 5. Решение об отказе в возобновлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда принимается правлением Фонда в случае неустранения нарушений, указанных в ч. 1 настоящей статьи.

6. В случае неустранения в течение трех месяцев со дня принятия правлением Фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда нарушений, указанных в ч. 1 настоящей статьи, по решению правления Фонда средства Фонда могут быть распределены между другими субъектами Российской Федерации в порядке, установленном ч. 4 ст. 17 настоящего Федерального закона. Последняя часть комментируемой статьи предполагает крайнюю санкцию по отношению к получателю финансовой поддержки за счет средств Фонда в виде лишения субъекта Федерации финансирования в порядке перераспределения данных средств между остальными субъектами. Следует отметить, что применение данной меры допускается только на основании решения правления Фонда в случае неустранения выявленных нарушений на протяжении продолжительного времени.