ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 19.

Порядок принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда

1. Рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления.

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. К заявке прилагаются следующие документы:

1) региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденная в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

2) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

3) копии нормативных правовых актов и иные документы, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

4) перечень муниципальных образований — получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления средств Фонда в соответствующие местные бюджеты в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

5) график ежегодного предоставления субъекту Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, муниципальным образованиям средств Фонда на период осуществления деятельности Фонда после принятия Фондом отчета субъекта Российской Федерации о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период.

3. Правление Фонда в течение тридцати дней со дня подачи заявок и документов, указанных в части 2 настоящей статьи, принимает решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки и направляет данное решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Решение об отказе в предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда только в случае:

1) непредставления документов, указанных в части 2 настоящей статьи, или представления региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые не соответствуют требованиям, установленным соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;

2) несоответствия документов, указанных в части 2 настоящей статьи, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

3) невыполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

5. В первый год предоставления финансовой поддержки объем средств Фонда, предоставляемых субъекту Российской Федерации, а также средств, перечисляемых в местные бюджеты в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, не может превышать тридцать процентов лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для данного субъекта Российской Федерации. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в последующие годы осуществляется исходя из утвержденных в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в случае выполнения субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Комментарии к статье

1. Рассмотрение Фондом заявок субъектов РФ на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 10 комментируемого Закона правление Фонда рассматривает представленные субъектами РФ заявки и принимает решения о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; принимает решение о предоставлении субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки. В соответствии с ч. 4 ст. 9 комментируемого Закона члены правления Фонда работают в Фонде на постоянной основе. Соответственно, деятельность Фонда по рассмотрению заявок субъектов РФ осуществляется постоянно, а сама процедура созыва собрания членов правления Фонда представляется более упрощенной. Следовательно, правление Фонда имеет возможность рассматривать каждую заявку субъекта Российской Федерации, не дожидаясь того, чтобы их набралось определенное количество, с целью рассмотреть несколько заявок одновременно.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта РФ лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Формы заявки на предоставление финансовой поддержки субъекту РФ за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и приложений к ней утверждены решением правления Фонда от 26 декабря 2007 года (протокол N 4) "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и прилагаемых к заявкам документов". В соответствии с этими Рекомендациями заявка субъекта РФ на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - заявка) с приложениями к ней предоставляется в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на бумажном носителе в двух экземплярах, каждый из которых подписывается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Приложения к заявке могут быть подписаны лицом, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Приложения к заявке должны быть пронумерованы, прошиты (с указанием количества страниц) и заверены подписью высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Перечни документов, указанные в приложениях 3, 4, 6 и 17 к заявке, представляются по состоянию на дату не ранее квартального периода до даты подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. В последнем абзаце заявки указываются в качестве получателей средств Фонда муниципальные образования в случае, если субъект РФ принял такое решение в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ и представил перечень муниципальных образований (приложение 18 к заявке). Тексты муниципальных правовых актов и иных документов органов местного самоуправления должны быть заверены подписью уполномоченного должностного лица органов местного самоуправления. Заявка и приложения к ней представляются также на машиночитаемом носителе в электронном виде. Содержание указанных документов в электронном виде должно быть идентично их содержанию на бумажном носителе.

К заявке прилагаются следующие документы:

1) региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденная в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга такие региональные адресные программы, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.

Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - региональная программа капитального ремонта) в обязательном порядке должна содержать:

а) перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы (или утвержденные органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга такие региональные адресные программы);

б) рассчитываемый в установленном Федеральным законом порядке объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, перечень которых содержится в региональной программе капитального ремонта, за счет средств бюджета субъекта РФ, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах;

в) обоснование объема средств долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, перечень которых содержится в региональной программе капитального ремонта;

г) планируемые показатели выполнения региональной программы капитального ремонта;

д) размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах, перечень которых содержится в региональной программе капитального ремонта;

2) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная в соответствии со ст. 16 настоящего Закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; обоснование объема средств с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в обязательном порядке должна содержать: а) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

б) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном Федеральным законом;

в) обоснование объема средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

г) планируемые показатели выполнения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством: принятие решений и проведение мероприятий региональной адресной программы должны происходить в соответствии со ст. 32 и ст. 86 Жилищного кодекса РФ;

3) копии нормативных правовых актов и иные документы, которые подтверждают выполнение субъектами РФ, муниципальными образованиями предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Непредставление нормативных правовых актов и иных документов, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных ст. 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является одним из оснований для отказа в предоставлении денежных средств Фонда. К таким нормативно-правовым актам относятся, в частности:

- нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты, предусматривающие формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья;

- нормативные правовые акты субъектов РФ или муниципальные правовые акты, предусматривающие предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета);

- нормативные правовые акты субъектов РФ, предусматривающие не позднее 1 января 2010 года предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов РФ мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме) в денежной форме (в том числе путем перечисления средств на предоставление таких мер на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета);

- правовые акты муниципальных образований (за исключением правовых актов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и нормативные правовые акты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, претендующие на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусматривающие не позднее 1 января 2010 года прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры.

Перечень нормативных правовых актов, представляемых в Фонд, зависит о того, направляется ли заявка на получение денежных средств Фонда после вступления в силу комментируемого Закона или в более поздние сроки, установленные ст. 14 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

4) Перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления средств Фонда в соответствующие местные бюджеты в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 20 настоящего Федерального закона. По общему правилу денежные средства Фонда поступают вначале субъектам РФ, а в последующем распределяются между муниципальными образованиями, расположенными на территории данного субъекта. Однако субъект РФ может сразу определить муниципальное образование как получателя средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае денежные средства поступят непосредственно данному муниципальному образованию;

5) график ежегодного предоставления субъекту РФ или в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 20 настоящего Закона, муниципальным образованиям средств Фонда на период осуществления деятельности Фонда после принятия Фондом отчета субъекта РФ о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период.

Утвержденная форма заявки предполагает также и иные приложения, а именно:

1) перечень коммерческих организаций коммунального комплекса, действующих на территории муниципального образования и осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, по установленной форме;

2) перечень организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и действующих на территории муниципального образования, по установленной Фондом форме;

3) перечень и тексты нормативных правовых актов субъекта РФ и правовых актов наименования муниципальных образований, обеспечивающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, по установленной Фондом форме;

4) перечень многоквартирных домов на территории муниципального образования, в которых созданы товарищества собственников жилья, с указанием адресов мест расположения данных домов по установленной Фондом форме;

5) план реформирования жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный органом государственной власти;

6) выписки из закона субъекта РФ о бюджете на год (годы) и (или) правовых актов наименования муниципальных образований о бюджетах на год (годы), предусматривающих долевое финансирование региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, отражающие запланированное поступление и направление расходования финансовой поддержки за счет средств Фонда (в доходной части и расходной части соответствующих бюджетов), в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

7) выписки из закона субъекта РФ о бюджете на год (годы) и (или) правовых актов муниципальных образований о бюджетах на год (годы), предусматривающих долевое финансирование региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, отражающие запланированное поступление и направление расходования финансовой поддержки за счет средств Фонда (в доходной части и расходной части соответствующих бюджетов), в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

8) копии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в муниципальной (региональной) адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов с указанием работ по капитальному ремонту в указанных многоквартирных домах в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона (в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов);

9) копии документов о признании домов аварийными, жители которых подлежат переселению в рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заверенные органами местного самоуправления и государственными жилищными инспекциями субъектов РФ (в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда);

10) справки об общем количестве многоквартирных домов на территориях муниципальных образований по установленной Фондом форме;

11) перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления средств Фонда в соответствующие местные бюджеты (в случае, если субъектом РФ в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона принято решение об определении муниципальных образований получателями средств Фонда);

12) проект договора о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда, заключаемого между Фондом и субъектом РФ, по установленной Фондом форме;

13) справка или иной документ территориального органа Федеральной службы государственной статистики субъекта РФ об общей численности населения субъекта РФ, в границах которого находятся муниципальные образования, и об общей суммарной численности населения муниципального образования.

Средства Фонда предоставляются не единовременно, а определенными частями. Законодатель возложил обязанность на субъект Федерации разработать график предоставления субъекту Федерации или муниципальному образованию средств Фонда. Как видно из комментируемой нормы, данный график не включает в себя первое перечисление денежных средств, а только те перечисления, которые будут производиться после принятия Фондом отчета субъекта РФ за прошедший отчетный период.

3. Правление Фонда в течение тридцати дней со дня подачи заявок и документов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, принимает решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки и направляет данное решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Закон предусматривает только два варианта развития событий после рассмотрения Фондом заявок. Фонд может либо принять решение о предоставлении субъекту Федерации финансовой поддержки, либо об отказе в предоставлении такой поддержки. Представляется более целесообразным предусмотреть вариант приостановки рассмотрения заявки субъекта Федерации в случае непредставления части документов и уведомления высшего исполнительного органа власти о необходимости представить дополнительные документы в определенный срок. Такой порядок позволил бы ускорить процедуру решения вопроса о предоставлении денежных средств Фонда.

4. Решение об отказе в предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда только в случае:

- непредставления документов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, или представления региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые не соответствуют требованиям, установленным соответственно ст. ст. 15 и 16 настоящего Закона;

- несоответствия документов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом; - невыполнения предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении денежных средств Фонда и не подлежит расширительному толкованию. Такой порядок позволяет избежать необоснованного отказа в предоставлении денежных средств на нужды жилищно-коммунального хозяйства и обеспечить справедливое и рациональное использование денежных средств Фонда.

5. В первый год предоставления финансовой поддержки объем средств Фонда, предоставляемых субъекту РФ, а также средств, перечисляемых в местные бюджеты в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 20 настоящего Закона, не может превышать тридцать процентов лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для данного субъекта РФ. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в последующие годы осуществляется исходя из утвержденных в соответствии с ч. 1 ст. 17 настоящего Закона лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в случае выполнения субъектами РФ, муниципальными образованиями предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Комментируемая норма позволяет контролировать выполнение субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями условий, установленных настоящей статьей, так как в случае невыполнения данных условий денежные средства Фонда более не предоставляются.