ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 16.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

2) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

4) планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы.

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Комментарии к статье

1. Как и региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна быть утверждена органом государственной власти субъекта РФ.

2. Элементы, составляющие региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, также практически полностью идентичны. Так, в ней указывается перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Однако включению в этот перечень подлежат только те дома, которые были признаны аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2007 года.

Процесс признания многоквартирного жилого дома аварийным содержит Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям и признает многоквартирный дом аварийным.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в указанном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

- план жилого помещения с его техническим паспортом;

- заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 указанного Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием сроков отселения физических и юридических лиц. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством (гл. 29 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ "существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения...".

Далее региональная адресная программа должна содержать объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Объем долевого финансирования рассчитывается так же, как и в случае с региональной адресной программой на основании минимальной доли долевого финансирования и финансовой потребности на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, включенного в региональную адресную программу. В обязательном порядке должно присутствовать обоснование необходимого объема средств долевого финансирования аналогично обоснованию объема средств долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.

Комментируемая статья также устанавливает необходимость указания планируемых показателей выполнения этой региональной адресной программы, по видимому, подразумевая сроки переселения граждан по каждому аварийному объекту.