ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 13.

Аудит Фонда

1. Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке.

2. Ежегодно для проведения обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда наблюдательный совет Фонда утверждает отобранную на конкурсной основе аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения.

3. Наблюдательный совет Фонда вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторских проверок ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.

Комментарии к статье

1. Комментируемая статья устанавливает правило об обязательном аудите Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Необходимость обязательного аудита Фонда, безусловно, оправдана и обусловлена значительным объемом финансовых средств, находящихся в распоряжении Фонда, а также социальным назначением имущества Фонда. Обязательный аудит Фонда необходим также в целях защиты и обеспечения прав и законных интересов населения Российской Федерации, конечных получателей поддержки, оказываемой Фондом субъектам РФ и муниципальным образованиям. Установленный в один год период проведения аудита Фонда полностью соответствует общему правилу проведения обязательных аудиторских проверок, установленному ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности". Также указанная статья позволяет установление отдельными федеральными законами обязательного аудита для специальных видов организаций. Целью аудита, как это установлено п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Смысловое наполнение "достоверности" также отражено в указанной норме Федерального закона. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

2. В основном проведение обязательных аудиторских проверок регулируется вышеупомянутым Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Кроме того, существуют Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 696. В соответствии с указанными Стандартами при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов. При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы основывать аудиторское мнение. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. Однако, наряду с общими стандартами аудита, не исключено и издание специальных нормативно-правовых актов, регулирующих проведение аудиторских проверок в целом и аудиторских проверок отдельных видов юридических лиц в частности. К таким нормативно-правовым актам можно отнести многочисленные правила и стандарты аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации или одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, а также различные федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов юридических лиц. Комментируемая статья устанавливает правило об утверждении отобранной аудиторской организации наблюдательным советом Фонда. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", при проведении обязательного аудита в организациях, в складочных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В силу отсутствия в настоящий момент каких-либо специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения конкурсов по выбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита Фонда, конкурс проводится в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом. Размещение заказа путем проведения конкурса регулируется гл. 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Для проведения конкурса необходимо создание конкурсной комиссии в количестве не менее 5 человек, в обязанности которой, по сути, входит проведение конкурса. Для выполнения ряда функций на договорной основе может быть привлечена специализированная организация. В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона специализированная организация привлекается для разработки конкурсной документации, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов, запроса котировок цен на товары, работы, услуги в соответствии с настоящим Федеральным законом. Специализированная организация осуществляет свои функции от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком, уполномоченным органом на основе контракта и связанных с размещением заказа. Специализированная организация не может быть участником размещения заказа. Вместе с тем не следует забывать, что аудиторская организация, отобранная в результате проведения конкурса, а также размер ее вознаграждения должны быть утверждены наблюдательным советом - органом управления Фондом, осуществляющим контроль за деятельностью Фонда, в том числе за исполнением принимаемых иными органами управления Фонда решений, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом комментируемого Федерального закона. Детальная регламентация процесса утверждения аудиторской организации и размера ее вознаграждения в настоящем Федеральном законе отсутствует. Однако из статьи 7 можно сделать вывод, что наблюдательный совет Фонда принимает свои решения в том числе и об утверждении аудиторской организации, и о размере ее вознаграждения на своих заседаниях при наличии не менее трех четвертей его членов и оформляет протоколом заседания наблюдательного совета Фонда, подписываемым председателем заседания.

3. Помимо проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки могут проводиться также внеочередные аудиторские проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда. Правом на принятие такого решения наделен наблюдательный совет Фонда. В силу того что комментируемый Закон не содержит конкретных указаний на случаи, в которых наблюдательный совет Фонда вправе принять подобное решение в любой момент при условии соблюдения при принятии решения вышеприведенных требований, проведение внеочередной аудиторской проверки ничем не отличается от проведения ежегодной обязательной проверки. Вместе с тем существенные различия имеются в выборе аудиторской организации и порядке ее назначения. Как следует из буквального прочтения комментируемой нормы Закона, для проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки не требуется принятия решения наблюдательным советом фонда о ее проведении, однако требуется отбор организации на конкурсной основе, обязательное утверждение этой организации и размера ее вознаграждения наблюдательным советом Фонда. При проведении же внеочередной аудиторской проверки в обязательном порядке требуется решение наблюдательного совета о проведении проверки, однако совершенно нет необходимости утверждать аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения, а тем более, нет необходимости обора аудиторской организации на конкурсной основе. Аналогичное положение содержит также Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который предусматривает заключение договоров оказания аудиторских услуг по итогам размещения заказов на оказание услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" исключительно при проведении обязательного аудита. Вместе с тем следует учитывать, что правоприменительная деятельность может внести существенные коррективы в понимание процесса назначения и отбора аудиторской организации для проведения внеочередного аудита.