ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 12.

Отчетность Фонда

1. Отчетный период Фонда устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

2. Годовой отчет Фонда подготавливается и рассматривается правлением Фонда ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, и направляется в наблюдательный совет Фонда, который утверждает его в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

3. Годовой отчет Фонда направляется Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом, и подлежит обязательному опубликованию, а также размещению на официальном сайте Фонда в сети «Интернет» в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

4. Годовой отчет Фонда включает в себя отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период, годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность Фонда, аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда за отчетный год, отчет о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда за отчетный год.

5. В целях настоящего Федерального закона годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью Фонда признаются годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и об убытках, отчет о движении средств Фонда, отчет о результатах размещения временно свободных средств Фонда, отчет об исполнении бюджета Фонда.

6. Достоверность годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда подтверждается аудиторской организацией, отобранной на конкурсной основе для проведения ежегодного обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.

Комментарии к статье

1 - 3. Отчетность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства представляет собой ежегодно подготавливаемой и утверждаемый комплект документов, позволяющих определить все основные данные о деятельности организации за прошедший период. В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" все существующие некоммерческие организации, на которых распространяет действие указанного Федерального закона, обязаны представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. В соответствии с комментируемым Законом информацию о своей деятельности Фонд должен самостоятельно представлять Президенту Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Общественной палате Российской Федерации. Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. По общему правилу некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. К общей обязанности о предоставлении в уполномоченный орган отчета о своей деятельности настоящий Закон для целей контроля за деятельностью Фонда устанавливает правило об обязательном годовом отчете Фонда. Отчетным периодом Фонда является один календарный год с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

4. Годовой отчет Фонда должен включать в себя следующие документы:

- отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период;

- годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность Фонда;

- аудиторское заключение по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда за отчетный период;

- отчет о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного Фонда, а также выполнения предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Исходя из п. 4 ст. 10 комментируемого Закона, документы, составляющие годовой отчет Фонда, должны подготавливаться правлением Фонда, за исключением аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда за отчетный период, который в соответствии со ст. 13 комментируемого Федерального закона подготавливается аудиторской организацией, отобранной на конкурсной основе и утвержденной наблюдательным советом Фонда. Наличие аудиторского заключения в составе годовой отчетности Фонда необходимо для подтверждения достоверности годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда (подробнее об аудиторском заключении по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда см. комментарий к ст. 13).

5 - 6. Комментируемая статья раскрывает понятие годовой (бухгалтерской) отчетности Фонда. Для целей настоящего Закона под годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью Фонда следует понимать годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и об убытках, отчет о движении средств Фонда, отчет о результатах размещения временно свободных средств Фонда, отчет об исполнении бюджета Фонда. Баланс бухгалтерский - документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, обрисовывающих картину финансового и хозяйственного состояния организации на определенную дату. Баланс состоит из двух частей (таблиц). Активы баланса отражают состав и размещение хозяйственных средств фирмы, а пассивы баланса - источники образования этих средств и их целевое использование. Актив баланса в сумме равен его пассиву. Отчет о прибылях и убытках - отчет о доходах, расходах организации и разности между ними за определенный период; характеризует финансово-хозяйственную деятельность компании, изменение ее капитала. Форма бухгалтерского баланса, равно как и формы отчетов о прибылях и убытках и о движении средств, установлена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 года N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Этим же Приказом утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, а также Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет. При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иными положениями по бухгалтерскому учету, планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению. Данные отчета о движении денежных средств должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т.е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др. Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.). Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.). Сведения о движении денежных средств организации представляются в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте формируется информация о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета о движении денежных средств. В то же время ни комментируемый Закон, не действующее законодательство в целом не содержат каких-либо требований к форме и составу отчетов о результатах размещения временно свободных средств Фонда, и об исполнении бюджета Фонда. Даже ст. 21 настоящего Закона, регулирующая размещение временно свободных средств Фонда, не содержит указаний на составление каких-либо отчетов. Таким образом, в случае, если специальные формы таких отчетов не будут разработаны и утверждены, правлению Фонда при подготовке годового отчета Фонда необходимо будет руководствоваться общими началами и смыслов гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Несколько иная ситуация складывается с отчетом о результатах мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона условий предоставления финансовой поддержки. Порядок проведения указанного мониторинга установлен ст. 22 настоящего Закона, и п. 7 этой статьи закрепляет существование отчета о проведении мониторинга и его обязательное предоставление правлением Фонда в наблюдательный совет Фонда. Вместе с тем никаких указаний на форму этого отчета и его содержание ни ст. 22, ни комментируемый Закон не содержат. Однако п. 2 ст. 22 настоящего Закона устанавливает, что мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в отношении которых Фондом принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, а также мониторинг выполнения предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляются на основе сбора и анализа предоставляемой в Фонд высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) отчетности о ходе реализации указанных региональных адресных программ, выполнения предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и отчета о расходовании средств Фонда. Следовательно, мониторинг есть не что иное, как анализ данных, содержащихся в отчете о ходе реализации региональных адресных программ и выполнении предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и в отчете о расходовании средств Фонда за прошедший период. Таким образом, можно утверждать, что отчет о результатах мониторинга должен представлять собой совокупность вышеуказанных отчетов высших должностных лиц субъектов с анализом содержащейся в них информации и выводами, которые были получены в результате проведенного анализа о реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения предусмотренных ст. 14 настоящего Закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Еще одним документом, который входит в состав годового отчета Фонда, является отчет о деятельности Фонда за прошедший отчетный период. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" утверждены формы документов, содержащих отчет о деятельности некоммерческой организации. Поскольку настоящий Закон не содержит никаких специальных требований к отчету о деятельности Фонда, правильным будет утверждение, что отчет о деятельности Фонда должен подготавливаться правлением Фонда в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации. Годовой отчет Фонда должен быть подготовлен и рассмотрен правлением не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, в заседании правления Фонда, после чего должен быть направлен на утверждение в наблюдательный совет Фонда. В срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, годовой отчет Фонда должен быть утвержден наблюдательным советом Фонда. Следует отметить, что, по сути, Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит нормы, позволяющей наблюдательному совету Фонда отказать в утверждении годового отчета Фонда по причине, например, недостоверности содержащейся в нем информации. Наблюдательный совет Фонда в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом, обязан направить годовой отчет Фонда Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации. Далее в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, отчет Фонда подлежит обязательному опубликованию, а также размещению на официальном сайте Фонда в сети Интернет. Так как исполнение указанной обязанности не закреплено ни за одним из органов управления Фонда, то исходя из принципа остаточной компетенции публикацию и размещение в сети Интернет годового отчета Фонда должен совершить генеральный директор Фонда. Следует также обратить внимание на то, что это положение Закона в обязательном порядке обязывает государственную корпорацию "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" иметь официальный сайт в сети Интернет.