Регистрация права собственности на квартиру

У этой статьи есть подпункты

Имущественные права не предоставляются в полном объеме без государственной регистрации в Росреестре. Без этой процедуры невозможно совершать в отношении квартиры никаких юридически значимых действий. Ее нельзя будет подарить, обменять, продать, передать правопреемнику и т.д. Единственное подтверждение наличия права – внесенные должным образом данные в Едином госреестре.

Ранее по итогам процедуры выдавалось свидетельство о регистрации права собственности на квартиру. С 2017 года этот документ был упразднен. Вместо него хозяин недвижимости получает выписку из ЕГРН, которая и является подтверждением имущественных прав.

Как пройти государственную регистрацию права собственности на квартиру

Чтобы зарегистрировать объект на свое имя можно воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Самостоятельно посетить отделение Росреестра или МФЦ. Допускается также обращение через представителя, действующего по нотариальной доверенности.
  2. Отправить документацию и заявление почтой. Бумаги пересылаются ценным отправлением с описью вложений и уведомлением о получении адресатом.
  3. Подать документацию в онлайн-формате. Для этого можно воспользоваться порталом Госуслуг или официальным интернет-ресурсом Росреестра.

Ранее заявки принимались в территориальных отделениях Росреестра или МФЦ по месту расположения недвижимого объекта. Теперь действуют экстерриториальные отделения, куда можно обратиться без привязки к адресу квартиры. Кроме того, при необходимости сотрудник Росреестра выезжает к гражданам на дом.

Если заявка отправляется посредством почты, подлинность удостоверяется нотариально. К оформленному заявлению обязательно прилагается общегражданский паспорт. При направлении бумаг в онлайн-формате их потребуется заверить электронной подписью (УКЭП).

Подтверждением факта принятия заявления в работу ведомства выступает расписка или уведомление. При необходимости заявитель также информируется о процессе рассмотрения и результате процедуры.

Документы для регистрации права собственности на квартиру

Для подачи заявки требуется подготовить следующую документацию:

  • заявление на регистрацию права собственности на квартиру;
  • документ, служащий основанием для появления имущественных прав;
  • общегражданский паспорт заявителя;
  • согласие попечительского совета, если дело касается несовершеннолетних лиц.

В качестве правоустанавливающего основания может выступать:

  • договор купли-продажи, обмена, дарственная и подобные бумаги, удостоверяющие совершение сделки;
  • свидетельство о вступлении в права наследования, если квартира перешла в собственность по наследству;
  • судебное решение.

В том случае, когда жилплощадь была получена в результате заключения сделки, а продавец находится в браке, потребуется дополнительно предоставить согласие от мужа/жены на отчуждение недвижимости. В зависимости от ситуации могут потребоваться и иные документы.

Госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру

При необходимости зарегистрировать имущественные права на жилплощадь следует учитывать, что эта услуга облагается пошлиной. Квитанция о ее оплате не входит в пакет обязательных к предоставлению документов, но может быть приложена к бумагам по желанию.

Размер госпошлины составляет 2000 рублей. При переоформлении объекта недвижимости в общее долевое владение пошлину выплачивает каждый из сособственников. В случае подачи заявки и внесения платежа через портал Госуслуг размер госпошлины сокращается на 30 %.

Сроки регистрации права собственности на квартиру

Услуга предоставляется в течении семи рабочих дней с момента поступления пакета документации и заявления в Росреестр. Когда бумаги направляются в ведомство через МФЦ период оказания услуги увеличивается до девяти дней.

Если все поданные документы имеют нотариально удостоверение, то срок сокращается до трех дней. При подаче заявки в электронном формате процедура проводится в течение одного рабочего дня.

Срок рассмотрения рассчитывается со следующего рабочего дня после того, в который документация была принята к рассмотрению. Если по каким-то причинам оказание услуги приостанавливается или было обнаружено основание для отказа, заявитель получает соответствующее уведомление.

Особенности регистрации права собственности на квартиру в новостройке

Когда дело касается жилья в новостройке, зарегистрировать его можно через:

  • застройщика – строительная компания самостоятельно подает документацию и получает выписку из ЕГРН, которую передает владельцу недвижимости;
  • стандартные способы — лично;
  • суд – если строительная компания не предоставляет требуемые акты и всячески затягивает сроки.

Для возможности зарегистрировать имущество и внести сведения о нем в госреестр требуется, чтобы застройщик:

  • оформил протокол о распределении жилого и коммерческого фонда;
  • получил в БТИ технический паспорт;
  • оформил разрешение на ввод дома в эксплуатацию;
  • присвоил дому почтовый адрес;
  • получил акт сдачи-приемки в Госархстройнадзоре.

Без перечисленного дальнейшие действия владельцев невозможны. Отсутствие каких-либо инициатив со стороны застройщика является поводом для обращения в суд. В этом случае может быть подан коллективный иск. В дальнейшем основанием для госрегистрации станет решение судебного органа, вступившее в силу.