Приватизация квартиры социального найма

У этой статьи есть подпункты

Приватизация – процесс перехода права собственности на муниципальные квартиры и другие жилые помещения к гражданам, которые там проживают на законных основаниях. Процедура подтверждается договором о бесплатной передаче жилья, который заключается между гражданином и администрацией города или района.

Далее такой договор регистрируют в Росреестре и так закрепляют право собственности граждан на полученную ими недвижимость. В отличие от муниципальной, оформленную в собственность квартиру можно оставить по наследству, продать, поменять или подарить.

Некоторое жилье нельзя получить в собственность от государства. Запрещается приватизировать комнаты в общежитиях и объекты недвижимости, которые находятся в ветхом состоянии или закрытых военных городках. Не разрешат приватизировать квартиры, у которых установлен статус служебного или ведомственного жилья (ст. 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991).

ВАЖНО! В настоящее время сроки, ограничивающие возможности приватизировать квартиру отменены. Граждане могут в любое время воспользоваться своим правом и оформить муниципальное жилье в свою собственность (ФЗ № 14-ФЗ от 22.02.2017).

Кто вправе бесплатно приватизировать жилье

Закон устанавливает для всех равные права на участие в жилищной приватизации. Все члены семьи, которые проживают в квартире, могут участвовать в совместной приватизации. Они получают в собственность одинаковые доли в праве на жилое помещение. В случае отказа одного из родственников оформить свою долю, он должен указать, кому из членов семьи перейдет его право. Такой отказ составляется письменно и заверяется нотариально.

Гражданин может получить муниципальное жилье бесплатно, но лишь один раз в жизни. Единственным исключением из этого правила выступают граждане, которые участвовали в приватизации в детском возрасте до того, как им исполнилось 18 лет (ст. 11 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991).

Гражданин, который в пользу родственников отказался от участия в приватизации, получает право бессрочного проживания в квартире независимо от того, кто является ее собственником. Такого жильца нельзя принудительно выселить даже после продажи объекта недвижимости посторонним людям.

ВАЖНО! Дети младше 14 лет, проживающие в приватизируемой недвижимости, автоматически становятся участниками приватизации и получают долю в площади.

Отказаться от участия в приватизации от имени детей невозможно. Часто это доставляет значительные сложности при последующей продаже квартиры.

Приватизация квартиры по договору социального найма

Заключение приватизационного договора начинается с обращения в администрацию того города или района, на чьей территории находится жилье. Дополнительные способы подачи заявления – интернет-портал «Госуслуги», а также многофункциональные центры (МФЦ).

ВАЖНО! При подаче документов должны присутствовать все члены семьи старше 14 лет или их представители. Если заявление на приватизацию подает представитель жильцов, необходимо оформить нотариальную доверенность, подтверждающую его полномочия.

Срок решения вопроса о приватизации социального жилья – 2 месяца (ст. 8 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991). По истечении этого срока с заявителем заключается договор, подтверждающий передачу жилья в собственность жильцов.

Документы, необходимые для приватизации жилья

Чтобы обратиться с заявлением о передаче в собственность, необходимо собрать ряд документов, которые подтверждают ваше право на безвозмездное получение недвижимости. Перечень бумаг часто отличается и зависит от типа жилья или семейной ситуации заявителей. Итак, примерный список документов, которые понадобятся при проведении приватизации квартиры в социальной найме.

  • Заявление от каждого из членов семьи или нотариально оформленный отказ гражданина. Заявление заполняется в момент подачи документов в МФЦ или администрацию. Отказ подготавливается нотариусом заранее.
  • Справка о регистрации формы 9, она же справка о составе семьи, выписка из домовой книги.
  • Документы, подтверждающие личность и полномочия заявителей. К ним относятся общегражданский паспорт, документы опекуна, свидетельство о рождении, доверенность на представителя и другие.
  • Для граждан, которые после 1991 года меняли место жительства, может потребоваться архивная справка по форме №9.
  • Справка о лицах, длительно отсутствующих в момент подачи документов (например, это могут быт молодые люди, проходящие службу в вооруженных силах).
  • Также следует приложить документ, который подтвердит законность вселения жильцов в квартиру (например, ордер или договор социального найма).
  • В некоторых случаях требуется узаконить перепланировку и предоставить технический и кадастровый паспорта на квартиру.

Специалисты рекомендуют предварительно уточнить в МФЦ или местной администрации перечень документов, необходимых в вашем случае. Так вы значительно сэкономите время и силы.

Что делать тем, кому отказали в приватизации

Иногда заявители получают отказы в оформлении приватизационных договоров. Иногда это вызвано недостатками документов, а иногда недобросовестностью служащих и человеческим фактором. Чаще всего встречаются такие нарушения:

  • служащие отказываются принимать документы на рассмотрение;
  • требуют дополнительные справки, которые не предусмотрены действующим законом;
  • нарушают сроки принятия решений по заявлению;
  • отказ без четкого указания причин.

Если при проведении приватизации ваши права нарушают – обращайтесь с жалобой. Подать заявление можно в вышестоящий орган (администрацию города или района, на территории которого находится жилье) или в суд.