Ликвидация ООО: пошаговая инструкция

У этой статьи есть подпункты

Добровольная ликвидация ООО – длительное, сложное и трудоемкое мероприятие. Прежде чем запустить процесс, рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты, например, продажа компании или замена учредителей. При невозможности сохранения фирмы, нужно следовать четкому многоэтапному алгоритму действий по ее закрытию.

Вопросом, каков план действий и какие документы нужны для ликвидации ООО часто задаются предприниматели, желающие собственными силами осуществить процедуру. Пошаговая инструкция включает целый ряд важных мероприятий по ликвидации ООО в 2018 году.

Принять решение

Решение прекратить деятельность фирмы принимается на общем собрании только единогласным голосованием. Оформляется протокол о запуске процедуры, формируется комиссия, назначается ликвидатор. В следующие три рабочих дня в инспекцию ФНС по месту расположения компании предоставляется документ, созданный по установленному образцу решения о ликвидации ООО (форма Р15001) и заверенный в нотариальной конторе. Вместе с ним отправляется протокол собрания, на котором выносилось решение о закрытии. Заявителем может быть председатель комиссии или ликвидатор.

Оповестить о запуске процесса в СМИ

Налоговая служба в течение пяти суток выдает комиссии копию из ЕГРЮЛ, подтверждающую данные о пребывании фирмы на стадии закрытия. В средствах массовой информации необходимо опубликовать объявление о прекращении деятельности, где указать, в каком режиме и в какой срок принимаются требования от кредиторов. Отдельными письменном извещениями о прекращении работы компании оповещаются все известные на текущий период кредиторы. Затем о закрытии фирмы и сокращении сотрудников ставят в известность персонал и центр занятости населения.

В офис фирмы возможен визит налоговых органов. Они имеют право на проведение выездной проверки. Эта процедура не зависит от даты предыдущей ревизии. На следующий этап можно переходить только после налогового аудита и разрешения вопросов, если таковые появятся у сотрудников ФНС.

Сформировать промежуточный баланс

Бухгалтерская справка формируется спустя два месяца после появления в СМИ информации о запуске процедуры ликвидации ООО. Его также необходимо утвердить на собрании собственников. О составлении документа надо оповестить налоговую. Она в свою очередь имеет право потребовать его предоставления для рассмотрения. После этого нужно рассчитаться с кредиторами, отправить на реализацию имущество, разделить приобретенные от продажи средства, закрыть счета.

Отправить ликвидационный баланс в ФНС

Итоговый ликвидационный баланс формируется бухгалтером после погашения всех задолженностей перед поставщиками, персоналом, государственными фондами. Он отражает полную информацию об активах. Баланс выносится на утверждение, результат фиксируется протоколом собрания. После этого остатки можно поделить между собственниками. Раздел совершается соответственно их долевого участия в уставном капитале.

Сдать документацию в налоговую инспекцию

После успешного преодоления всех стадий в инспекцию ФНС отправляют итоговый пакет, содержащий ряд документов для ликвидации ООО:

  • заполненная и заверенная нотариусом форма Р16001;
  • ликвидационный баланс с приложением протокола;
  • чек, доказывающий оплату государственной пошлины;
  • справки, указывающие на отсутствие задолженностей перед фондами.

При ликвидации ООО срок рассмотрения пакета документов в инспекции ФНС — пять дней. Налоговиками вносятся изменения в ЕГРЮЛ, предпринимателю выдается копия о наличии записи в госреестре. Последним действием будет уничтожение печати фирмы в специализированной фирме, сбор и передача всей документации закрывшегося предприятия в архив.

Нюансы процедуры ликвидации ООО с одним учредителем

Порядок ликвидации ООО с единственным учредителем проходит аналогично. При этом нужно обратить внимание на некоторые особенности:

  • решение принимает один участник, а не собрание;
  • комиссия может состоять из одного человека;
  • документы подтверждаются единолично.

Юридические нюансы иногда возникают при процедуре увольнения, так как учредитель и гендиректор является одним лицом. Значительно упрощается процесс разделения остатков от реализации активов и имущества.

Количество документов и их форма не зависят от числа учредителей. Фирма с единственным участником также передает регистрирующей организации заверенный нотариально форменный бланк, ликвидационный баланс и квитанцию об оплате госпошлины.

При ликвидации нулевой ООО требуется строго соблюдать ряд условий:

  • полное отсутствие долговых обязательств перед кредиторами, персоналом и другими заинтересованными лицами;
  • отсутствие задолженностей по взносам и налогам в ФНС, ПФР, внебюджетные фонды и т.п.;
  • необходимые отчеты всегда своевременно предоставлялись в налоговую.

Для ликвидации ООО без долгов в пошаговой инструкции немного меньше ступеней. После принятия решения, назначении ликвидатора, требуется сообщить в ФНС, отправив оформленное по типовому образцу и скрепленное подписью и печатью нотариуса уведомление с приложением протокола о прекращении работы и основании ликвидационной комиссии. На основании полученных данных ФНС внесет запись в ЕГРЮЛ, подтверждающую, что компания проходит процедуру ликвидации.