Как оформить дачу в собственность

У этой статьи есть подпункты

Оформление дачи в собственность особенно актуально для тех, кто получил участок во времена СССР или на предприятиях на безвозмездной основе. Несмотря на то, что эти земли никто не планирует «отбирать» у населения, по закону хозяин не имеет на участок и загородный дом имущественных прав. Это означает, что при необходимости он не сможет его продать, сдать в аренду, использовать в качестве залога, подарить и т.д. Для возможности совершения юридических действий необходимо пройти процедуру регистрации дачного дома и надела.

Как оформить дачу в собственность в 2019 году

Алгоритм оформления выглядит так:

  1. Подготовка требуемых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Посещение Росреестра или МФЦ.
  4. Получение расписки, ожидание готовности бумаг.
  5. Повторное обращение, получение выписки из ЕГРН и оригиналов документов.

На первый взгляд никаких сложностей возникнуть не должно. Тем не менее, стоит остановиться на некоторых моментах подробнее.

Документы для оформления дачи в собственность

Начать переоформление нужно со сбора и подготовки необходимых бумаг. К ним относятся:

  • корректно заполненное заявление унифицированной формы (выдается уполномоченным регистрирующим органом);
  • квитанция о перечислении оплаты госпошлины;
  • межевой и технический планы участка;
  • технический план загородного дома;
  • декларация с указанием характеристик объекта недвижимости (по требованию);
  • общегражданский паспорт;
  • правоустанавливающий акт на землю и дом – к примеру, свидетельство о приватизации, дарственная, договор о бессрочном пожизненном пользовании и т.д.

Это не исчерпывающий список бумаг, он может варьироваться в зависимости от ситуации. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы. К примеру, разрешение на строительство загородного дома. Если от имени хозяина участка действует его представитель, у него должна быть нотариальная доверенность.

Для каждого объекта недвижимости потребуется подготовить отдельный пакет документов. То есть, если на земельном наделе располагается гараж, дом и баня, бумаги собираются для всех.

Регистрация права собственности на дачу

Для регистрации земли и загородного дома (а также других объектов недвижимости) нужно обратиться в любое ближайшее учреждение Росреестра или МФЦ без территориальной привязки.

Сотрудник ведомства проверит предоставленные бумаги, заберет их и выдаст расписку. В этом документе будет указана дата завершения процедуры. Срок регистрации составляет 5-7 рабочих дней.

В указанный день нужно повторно явиться и получить выписку из ЕГРН. Она выступает подтверждением наличия имущественных прав на объект.

Пакет бумаг можно также отправить почтой. В этом случае направляется пакет с объявленной ценностью, описью вложений и уведомлением о вручении адресату. Выписка из ЕГРН в результате прохождения процедуры также направляется почтой.

Сколько стоит оформить дачу в собственность

Размер государственной пошлины устанавливается на федеральном уровне. Тариф един для всей страны.

Размер госпошлины зависит от разновидности регистрируемой недвижимости. Он составляет:

  • 2000 рублей – для объектов капитального строительства (загородного дома, гаража и т.п.);
  • 350 рублей – для земельного участка, а также при упрощенном порядке прохождения процедуры.

Если недвижимость оформляется во владение нескольких лиц, то госпошлина в установленном размере выплачивается пропорционально долям или в иных размерах по договоренности между сособственниками. Это правило действует в том случае, когда все совладельцы обращаются в Росреестр единовременно.

Помимо единого госплатежа, могут возникнуть и прочие расходы. В частности, при отсутствии каких-либо документов потребуется оплатить их оформление. В некоторых ситуациях необходимо прибегнуть к услугам нотариуса, что тоже стоит денег.

Как оформить дачу в собственность без документов

Если у вас нет каких-либо необходимых бумаг, потребуется их оформить. Это значит, что процесс перерегистрации дачи в собственность затянется на определенное время.

Получение документации происходит в три стадии. Первым делом нужно обратиться в учреждение Росреестра или МФЦ. В учреждение предоставляется:

  • любой акт, подтверждающий права на загородный участок;
  • описание пограничных линий, составленное в произвольном порядке;
  • заявление об утверждении границ надела, находящегося в фактическом пользовании у гражданина.

Документация будет рассматриваться в течение 30-ти дней. В результате заявитель получит проект с указанием границ территории. Если таких данных в реестре нет, на место выезжает кадастровый инженер и производит осмотр с замерами. В итоге составляются межевой и технические планы, оригиналы которых выдаются заявителю.

Вторым шагом будет обращение в местную администрацию с целью выдела земельного участка частному лицу. Для этого предоставляется паспорт, межевой и технические планы, а также соответствующее заявление. В течение двух недель принимается решение, которое выдается заявителю.

Если решение положительное, третьим этапом станет посещение Росреестра для переоформления права собственности. Выданное в администрации распоряжение является основанием для перерегистрации.

Оформление дачи в собственность по «дачной амнистии»

Вплоть до конца 2020 года в отношении некоторых загородных имущественных объектов действует возможность упрощенного переоформления. В народе этот закон прозвали «дачной амнистией».

Упрощенной процедурой могут воспользоваться владельцы:

  • дачных наделов в СНТ, ДНТ и прочих некоммерческих объединениях;
  • имеющие на руках межевой план и основание для возможности использования объекта;
  • земель, полученных до 2001 года включительно.

В результате переоформления загородной дачи в частную собственность и получения подтверждающей выписки из ЕГРН в отношении объекта допускается совершение любых юридических действий. До этого момента распоряжаться недвижимостью в полной мере невозможно.