Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

1.1. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Коммент. закон уточняет применительно к жилищным правоотношениям общие положения ГК о бремени содержания имущества.

В соответствии со ст.210 ГК бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, а в силу ст.249 ГК каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Важным положением является, в частности, регулирование отношений по несению расходов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

2. По общему правилу, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности (в том числе в части несения соответствующих расходов по его содержанию), осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (ст.247 ГК РФ).

В многоквартирном доме решение о проведении капитального ремонта, а следовательно, о необходимости соответствующих расходов принимает общее собрание собственников помещений в таком доме, т.е в условиях когда согласие всех собственников может быть и не получено.

При этом на нового собственника помещения распространяется решение, принятое в установленном порядке, до момента приобретения им права собственности. При отсутствии решения общего собрания собственников о размере платы за ремонт такой размер устанавливается органом местного самоуправления (а в городах Москве и Санкт-Петербурге - органом исполнительной власти субъекта РФ).

Очевидно, что это положение может вызвать споры между частными лицами - собственниками жилых помещений, с одной стороны, и органами государственной и муниципальной власти, с другой стороны, по поводу исполнения последними обязанности по проведению капитального ремонта в помещениях, приобретенных у них частными лицами. Известно, что многие жилые помещения находятся в ветхом состоянии, обусловленном порой бездействием властей, не отказывавшим себе в получении от граждан платежей на капитальный ремонт. При этом в договорах о приватизации жилых помещений будущим собственникам не сообщалось о степени потребности в капитальном ремонте приобретаемого жилого помещения и соответствующего общего имущества в жилом доме.

Не является традиционным и уточнение потребности дома в капитальном ремонте, и уж тем более указание размера расходов на его осуществление в договорах об отчуждении жилого помещения между частными лицами.