Государственная регистрация сделок

У этой статьи есть подпункты

Термин «государственная регистрация сделки» означает процесс подтверждения органами Росреестра тех или иных прав частного лица или организации на имущество. Грамотно и своевременно проведенная госрегистрация заключенного сторонами договора или соглашения в ряде случаев выступает обязательным условием вступления документа в законную силу. Действующее законодательство предусматривает обязательное проведение госрегистрации для сделок с недвижимым и некоторыми видами движимого имущества.

Нормативная база

Необходимость государственной регистрации договоров и сделок определена положениями ГК РФ. Порядок и правила осуществления рассматриваемой процедуры регламентирует Федеральный закон о госрегистрации сделок №122-ФЗ, датируемый 21.07.1997 года. Документ неоднократно корректировался, последние изменения были внесены после принятия 03.07.2016 года №265-ФЗ, №351-ФЗ, №360-ФЗ и №361-ФЗ.

Начиная с 2017 года процедура госрегистрации договоров определяется требованиями №122-ФЗ в редакции принятого 13.07.2015 года №218-ФЗ. Такой порядок действует до 01.01.2020 года, когда №122-ФЗ и все дополняющие его ФЗ утрачивают силу и вводятся в действие новые правила официального оформления сделок.

Необходимость госрегистрации сделок с недвижимым имуществом

Подавляющее большинство сделок, которые подлежат государственной регистрации, проводятся с недвижимостью. Применительно к движимому имуществу процедура является обязательной только в том случае, если речь идет о правах собственности или обременениях, касающихся предметов, включенных в Музейный фонд РФ.

Все остальные сделки, требующие госрегистрации, проводятся с недвижимым имуществом. При этом оформляются следующие виды прав:

  • владение – пожизненное или наследуемое;
  • собственность и сервитут;
  • сервитут;
  • оперативное или хозяйственное пользование и управление;
  • участие в долевом строительстве;
  • кредитование в форме ипотеки с оформлением недвижимости в залог;
  • другие предусмотренные законодательством права и обременения.

В качестве объектов, сделки с которыми подлежат регистрации в государственном Росреестре, выступают:

  • любые жилые и нежилые капитальные постройки;
  • земельные участки;
  • объекты незавершенного строительства, оформленные в качестве недвижимости.

Порядок и сроки госрегистрации

Госрегистрация сделок с земельными участками и недвижимостью осуществляется территориальными подразделениями Росреестра или в региональных МФЦ. Порядок осуществления процедуры выглядит следующим образом:

  • прием пакета документов, предоставленных заявителем;
  • проверка законности регистрируемой сделки и правового содержания документации;
  • выявления отсутствия оснований для отказа в регистрации сделки;
  • внесение соответствующих записей в ЕГРН;
  • выдача документов, подтверждающих успешное завершение процедуры.

Срок регистрации договоров с недвижимостью составляет от 5 до 10 рабочих дней и зависит от типа регистрируемой сделки и статуса заявителя.

Необходимые документы

Действующий порядок госрегистрации сделок и прав предусматривает необходимость предоставления следующего комплекта документов:

  1. Заявление от собственника недвижимости.
  2. Для частного лица – паспорт, подтверждающий личность и российское гражданство заявителя, для организации – стандартный набор документов об учреждении и регистрации.
  3. Оригинал и установленное правилами количество копий регистрируемого договора.
  4. Для частного лица, состоящего в браке – согласие супруга, для организации – решение об одобрении сделки другими собственниками или другие документы, подтверждающие полномочия заявителя.

Важно отметить, что предоставления каких-либо не указанных в приведенном выше списке документов, действующими правилами проведения процедуры регистрации не требуется. Это в равной степени касается как выписок из ЕГРН, ЕГРИП или ЕГРЮЛ, а также кадастровых или технических паспортов на регистрируемый объект недвижимости.

Содержание и образцы заявлений на госрегистрацию договоров

Форма заявления о государственной регистрации сделки зависит от его содержания и статуса заявителя. Бланки документов определены Приказом Минэкономразвития №920, принятым 08.12.2015 года. Сегодня действует редакция этого документа с изменениями, внесенными Приказами по ведомству №679 от 27.10.2016 г. и №524 от 26.09.2018 г. В результате установлены две разных формы заявления:

  • для юрлиц;
  • для частных лиц.

Независимо от статуса заявителя и вида регистрируемой сделки, заявление должно включать следующие реквизиты и сведения:

  • название и дата составления документа;
  • ходатайство о запуске процедуры госрегистрации договора или права;
  • вид обременения или права;
  • название и основные реквизиты договора, подлежащего официальной госрегистрации;
  • сведения об участниках совершаемой операции;
  • название и основные реквизиты правоустанавливающих документов на регистрируемый объект недвижимости;
  • подпись заявителя.

Законные основания для отказа

В качестве основания для отказа в госрегистрации №112-ФЗ указывает следующие возможные причины:

  • отсутствие необходимости подобной процедуры;
  • подача заявления ненадлежащим лицом;
  • проведенная экспертиза предоставленной документации показала незаконность прав собственности или неправильность оформления договора;
  • пакет документов не содержит сведений, которые являются обязательными для успешного завершения процедуры регистрации;
  • при проверке документов было установлено отсутствие данных о границах участка земли или постановке недвижимого имущества на кадастровый учет в Росреестре.

Возникновение любой из описанных ситуаций выступает достаточным основанием для возврата документов заявителю и отказа в госрегистрации его прав. Однако, это не препятствует исправлению обнаруженных неточностей или ошибок и повторной подаче документации заявителем.