Статья 925. Хранение в гостинице

1. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей.

Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.

2. Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.

3. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.

4. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.

5. Правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях.

Комментарии к статье
1. При хранении в гостинице хранителем выступает гостиница (отель, пансионат, дом отдыха, санаторий и т.п.), а поклажедателем - постоялец, т.е. лицо, заключившее договор об оказании гостиничных услуг. В данном случае речь идет о хранении в силу закона: отдельный договор на хранение вещей постояльца не заключается.
В п. 1 комментируемой статьи содержится общее правило об обязанности гостиницы нести ответственность в качестве хранителя за утрату, недостачу или повреждение вещей постояльца, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей при отсутствии специального соглашения между постояльцем и гостиницей. (О понятии валютных ценностей см. комментарий к ст. 141. О понятии ценных бумаг см. комментарий к ст. 142.)
Не совсем понятно, что имеется в виду под другими драгоценными вещами. Очевидно, это оценочное понятие. Так, в одном из судебных дел суд признал в качестве таковых коллекцию ценных марок.
Вопрос об ином предназначенном для хранения месте иногда вызывает разночтения. Так, в практике возник вопрос о том, можно ли считать в качестве такового гладильную комнату, откуда были украдены вещи постояльца.

2. Указанное в п. 1 комментируемой статьи правило не распространяется на деньги, иные валютные ценности, ценные бумаги и другие драгоценные вещи постояльца, если они не были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы.
Ответственность гостиницы является ограниченной. Если гостиница может доказать, что по условиям хранения доступ кого-либо к ценностям, находящимся в сейфе, без ведома постояльца был невозможен или стал возможным вследствие непреодолимой силы, она освобождается от ответственности (о непреодолимой силе см. комментарий к ст. 202).

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится общее правило об обязанности постояльца, обнаружившего утрату, недостачу или повреждение своих вещей, без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.
Следует прийти к выводу о том, что целесообразность применения данной нормы в тех случаях, когда сама по себе просрочка не препятствовала выявлению обстоятельств, которые привели к утрате хранения, сомнительна.

4. Установленное п. 4 комментируемой статьи положение, что сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности, обусловлено тем, что на практике такие объявления делаются нередко.