Статья 91. Утратила силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Комментарии к статье
1. Пункт 1 коммент. ст. описывает традиционную для ООО двухзвенную систему органов управления, в которую входят 1) общее собрание участников и 2) исполнительный орган.

Роль высшего органа общества отводится общему собранию его участников, которое призвано решать важнейшие вопросы деятельности общества. Общее собрание является волеобразующим органом, с помощью которого происходит преобразование совокупности мнений отдельных участников ООО по какому-либо вопросу в одно консолидированное решение. Такие решения принимаются путем проведения среди участников голосования, что позволяет каждому из них осуществить свое право на участие в делах общества.

Текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный общему собранию исполнительный орган - единоличный (генеральный директор, президент и т. п.) и (или) коллегиальный (дирекция, правление и т. п.). По смыслу коммент. п. в обществе допускается создание как одного из них, так и обоих одновременно. Однако из п. 4 ст. 32 и п. 1 ст. 41 Закона об обществах с ограниченной ответственностью вытекает, что коллегиальный исполнительный орган может быть образован в обществе лишь наряду с единоличным, но не вместо него. Формально данное противоречие должно разрешаться в пользу ГК, хотя более разумным следует признать правило Закона.

Чаще всего в ООО создается лишь единоличный исполнительный орган, в качестве которого согласно п. 2 ст. 40 Закона может выступать только физическое лицо. Исключение из этого правила предусмотрено ст. 42 Закона, по смыслу которой общество вправе передать по договору полномочия указанного органа управляющей компании.

2. В коммент. ст. правовое положение органов управления ООО определено наиболее общим образом. Детальная регламентация их компетенции, а также порядка принятия ими решений и выступления от имени общества обеспечивается Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом конкретного общества. При этом по смыслу п. 2 коммент. ст. соответствующие положения Закона и устава не должны противоречить нормам ГК.

3. Пункт 3 коммент. ст. вводит понятие исключительной компетенции общего собрания, под которой следует понимать совокупность тех его полномочий, которые не могут передаваться исполнительному органу. Наделение общего собрания исключительными полномочиями позволяет в определенной степени обезопасить участников общества от возможных злоупотреблений со стороны исполнительного органа. Содержащийся в коммени.п. перечень таких полномочий не является исчерпывающим и существенно расширяется Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

По смыслу п. 2 ст. 33 Закона все прямо предусмотренные в нем полномочия общего собрания составляют его исключительную компетенцию. И наоборот, к исключительной компетенции общего собрания относятся лишь те полномочия, которые перечислены в Законе. Отсюда следует, что предусмотренные уставом общества, но не упомянутые в Законе полномочия общего собрания относятся к его неисключительной компетенции и его же решением могут быть делегированы исполнительному органу.

4. Помимо общего собрания и хотя бы одного исполнительного органа, создание которых является обязательным, п. 2 ст. 32 Закона допускает образование в ООО факультативного органа управления - совета директоров (наблюдательного совета). Данный орган является прототипом совета директоров акционерного общества (см. коммент. к ст. 103 ГК), однако по сравнению с ним обладает более скромной компетенцией. В случае образования в ООО совета директоров за ним могут быть закреплены некоторые полномочия, которые при отсутствии такого органа входили бы в исключительную компетенцию общего собрания (см., напр., п. 4 ст. 46 Закона), а также иные полномочия, предусмотренные Законом (см. абз. 3 ст. 32 Закона). Отсюда вытекает, что компетенция совета директоров не может быть расширена уставом по сравнению с тем, как она определена в Законе.

5. Закон практически не регламентирует компетенцию коллегиального исполнительного органа, предоставляя участникам общества самим определить ее в уставе (ст. 41 Закона). Однако очевидно, что соответствующие положения устава не могут противоречить императивным нормам ГК и Закона, затрагивающим компетенцию общего собрания и совета директоров.

6. Компетенция единоличного исполнительного органа определяется по остаточному принципу: она включает все полномочия, которые Законом или уставом не отнесены к компетенции других органов управления обществом. Указанный орган, в частности, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, включая доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества и т. д. (см. п. 3 ст. 40 Закона).

7. Правило п. 4 коммент. ст. защищает интересы участников общества, которые чаще всего не являются специалистами в области финансов и бухгалтерского учета и потому не могут быть полностью уверены в достоверности финансовой отчетности и бухгалтерских балансов, выносимых на утверждение общего собрания. В целях устранения имеющихся сомнений общество вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками, а также с членами его органов (см. абз. 1 ст. 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В установленных законом случаях привлечение аудитора является не правом, а обязанностью общества (см. ст. 7 Закона об аудиторской деятельности).

В соответствии с коммент. п. правом требовать проведения аудиторской проверки годовой финансовой отчетности наделяется каждый участник общества. При этом согласно абз. 2 ст. 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью участник, предъявивший такое требование, вправе сам выбрать аудитора и обязан оплатить его услуги. Правда, соответствующие расходы могут быть возмещены ему по решению общего собрания участников за счет средств общества.

8. Развивая положения п. 5 коммент. ст., правило п. 1 ст. 49 Закона об обществах с ограниченной ответственностью освобождает общества от обязанности публиковать отчетность об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом, а также иными федеральными законами. Так, в соответствии с п. 2 ст. 49 Закона указанная обязанность возлагается на общество в случае публичного размещения им облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг. Примером иного подхода является Закон о бухгалтерском учете, который обязывает ежегодно публиковать бухгалтерскую отчетность страховые и кредитные организации, в том числе созданные в форме ООО.