Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Комментарии к статье
1. Права на неприкосновенность жизни и здоровья носят абсолютный характер и принадлежат гражданину независимо от того, состоит ли он с кем-либо в договорных отношениях. Поэтому согласно ст. 1084 ГК вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по правилам о деликтной (внедоговорной) ответственности. В коммент. ст. данная норма продублирована применительно к перевозке. В этой связи транспортные уставы и кодексы либо вообще не уделяют внимания указанному виду ответственности перевозчика (КВВТ, УАТ), либо ограничиваются отсылками к соответствующим правилам гражданского законодательства Российской Федерации, т. е. к правилам гл. 59 ГК (см. п. 1 ст. 117 ВК, ст. 132 ТУЖД [ст. 113 УЖТ]).

2. В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК ответственность причинителя вреда по общему правилу строится на началах вины. Из этого правила есть исключения, одно из которых типично именно для пассажирских перевозок. Основу деятельности любого перевозчика составляет использование принадлежащих ему транспортных средств, а также иных материальных объектов (механизмов, электроэнергии и т. п.), которые по смыслу ст. 1079 ГК относятся к источникам повышенной опасности. Если вред жизни или здоровью пассажира причинен объективно вредоносными свойствами указанных объектов, то перевозчик, как владелец источника повышенной опасности, несет ответственность независимо от вины (см. коммент. к ст. 1079 ГК). Если же указанный вред возник по причинам, не связанным с такими свойствами, необходимым условием наступления ответственности перевозчика является его вина.

3. По смыслу коммент. ст. размер ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, может быть изменен договором или законом лишь в сторону повышения. Однако разработчики транспортных уставов и кодексов данной возможностью не воспользовались.