Статья 799. Договоры между транспортными организациями

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарии к статье
1. Перевозчики, участвующие в смешанном сообщении, заинтересованы в оптимизации процесса движения груза как между ними самими, так и от них к получателям. Для этого необходимо постоянное взаимодействие организаций различных видов транспорта, которое достигается заключением указанных в коммент. ст. договоров. Последние носят не разовый (под конкретные грузы), а долгосрочный характер, что позволяет перевозчикам избежать многократного согласования одних и тех же условий передачи грузов друг другу. Экономическая цель данных договоров состоит в минимизации времени прохождения грузов через пункт перевалки, скопления их на складах транспортных организаций в ожидании продолжения транспортировки и т. п.

В ряде случаев эти договоры могут совпадать по своему предмету с соглашениями, предусмотренными ст. 788 ГК. Специфика первых в том, что они ориентированы лишь на смешанные грузовые перевозки, причем не важно - прямые или обычные.

2. Предметом узловых соглашений являются действия сторон по организации перевалки грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой. Транспортные уставы и кодексы ограничились указанием сроков данных соглашений (пять лет - на железнодорожном и внутреннем водном видах транспорта и три года - на автомобильном), передав регулирование порядка их разработки и заключения правилам перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (ст. 79 ТУЖД, п. 2 ст. 112 КВВТ, ст. 115 УАТ). По непонятным причинам УЖТ не содержит аналога ст. 79 ТУЖД и вообще не упоминает об узловых соглашениях.

3. Договор на централизованный завоз (вывоз) грузов, заключаемый автоперевозчиком с организацией иного вида транспорта, определяет порядок автомобильного завоза грузов отправителей в пункты отправки для последующей перевозки и (или), наоборот, автомобильного вывоза доставляемых в пункты назначения грузов для их передачи получателям. Одновременно автоперевозчик связан договорами централизованной перевозки грузов с отправителями или получателями (ст. 38 УАТ).