Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Комментарии к статье
1. Название коммент. ст. не соответствует ее содержанию, поскольку в ней говорится об ответственности перевозчика перед пассажиром как за задержку отправления пассажира, так и за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения. Первое нарушение обычно является предпосылкой второго, однако может иметь и самостоятельное значение. Последнее обстоятельство законодатель оставил без внимания, ограничившись лишь указанием на форму ответственности за данные нарушения - штраф. На железнодорожном и внутреннем водном видах транспорта его размер равен трем процентам стоимости проезда за каждый час задержки, но при этом не может превышать стоимости проезда (ст. 130 ТУЖД [ст. 110 УЖТ], п. 2 ст. 116 КВВТ). В КТМ установлен лишь предельный размер данного штрафа - пятьдесят процентов провозной платы (ст. 196 КТМ), а способ его исчисления, по-видимому, должен определяться договором перевозки. В ВК установлен размер штрафа за просрочку доставки пассажира, что равнозначно опозданию прибытия судна в пункт назначения, но ничего не говорится об ответственности за задержку отправления судна (ст. 120 ВК).

2. Очевидно, что из двух договорных условий - времени отправления и времени прибытия транспортного средства - для пассажира более важным является соблюдение перевозчиком второго условия. Поэтому наступление ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, независимо от того, имела ли место задержка отправления, сомнений не вызывает.

Сложнее ответить на вопрос, должен ли перевозчик отвечать за задержку отправления пассажира несмотря на соблюдение срока его доставки? Ответ определяется тем, было ли транспортное средство вовремя подано под посадку. Если было, то, принимая во внимание компенсационную природу упомянутого штрафа, на поставленный вопрос следует ответить отрицательно, поскольку никаких имущественных потерь, связанных с задержкой отправления, у пассажира при таком варианте не возникает. Если же транспортное средство под посадку своевременно подано не было, то, учитывая высокую вероятность дополнительных расходов пассажира на обеспечение своего пребывания на вокзале, в аэропорту и т. п., а также очевидные неудобства, доставленные пассажиру, задержку отправления следует квалифицировать как самостоятельное основание для взыскания с перевозчика указанного штрафа.

3. Для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. По смыслу закона речь в данном случае идет только о таких неисправностях транспортных средств, которые возникли по независящим от перевозчика причинам. Это означает, что перевозчик отвечает за рассматриваемые нарушения не на началах риска, как обычный предприниматель (см. п. 3 ст. 401 ГК), а лишь при наличии вины, т. е. не несет ответственности за простой случай.

Под иными обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, понимаются, в частности, действия компетентных органов, задержавших отправление транспортного средства, аварии, препятствующие движению, и т. п.

4. Согласно п. 2 коммент. ст. задержка отправления транспортного средства дает пассажиру право в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки и потребовать от перевозчика возврата провозной платы. Аналогичные нормы имеются в большинстве транспортных уставов и кодексов (ст. 92 ТУЖД [83 УЖТ], п. 2 ст. 183 КТМ, п. 2 ст. 100 КВВТ). Возврат провозной платы не освобождает перевозчика от обязанности уплатить пассажиру штраф, указанный в п. 1 ст. 795.

5. Несоблюдение перевозчиком сроков отправления и прибытия транспортного средства, перевозящего пассажира, дает последнему право на предъявление к перевозчику требования о компенсации морального вреда, вызванного данными нарушениями (см. коммент. к ст. 786 ГК).