Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарии к статье
1. Согласно п. 1 коммент. ст. ответственность перевозчика и отправителя за неподачу и неиспользование поданных транспортных средств устанавливается не только транспортными уставами и кодексами, но и соглашением сторон. В последнем случае должно быть соблюдено требование п. 2 ст. 793 ГК (см. коммент. к ней).

В большинстве транспортных уставов и кодексов указанная ответственность предусмотрена в форме штрафа, имеющего характер исключительной неустойки. На железнодорожном и внутреннем водном видах транспорта размер этого штрафа исчисляется в определенной части МРОТ за каждую тонну груза, контейнер или вагон (ст. 105 ТУЖД [ст. 94 УЖТ], ст. 115 КВВТ), на автомобильном - в процентном отношении к провозной плате или в твердой сумме за учетную единицу (ст. 127, 127.1, 130 УАТ). В КТМ данной ответственности уделено мало внимания, но по смыслу ряда положений она наступает, как правило, в форме возмещения убытков (ст. 128, 135, 176 КТМ).

2. В п. 2 коммент. ст. содержится примерный перечень оснований освобождения перевозчика и отправителя от рассматриваемой ответственности. Помимо стандартного набора природных и общественных явлений (непреодолимая сила, стихийные явления, военные действия) в указанный перечень законодатель включил основание, характерное для транспортной деятельности, а именно - прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленное в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Обратившись к соответствующим нормам последних (ст. 35 ТУЖД [ст. 29 УЖТ], ст. 123 КТМ, ст. 77 КВВТ, ст. 20 УАТ), можно обнаружить, что типичными основаниями для издания компетентными органами распоряжений о прекращении или ограничении движения служат как раз непреодолимая сила, военные действия и стихийные явления. Однако данные обстоятельства по смыслу коммент. ст. выступают самостоятельными основаниями освобождения от ответственности. Вместе с тем включение в рассматриваемый перечень специфического основания вполне оправдано, поскольку подтвердить его наличие обычно значительно проще, нежели доказать, к примеру, чрезвычайность и непредотвратимость какого-либо явления, на которое нарушитель ссылается как на непреодолимую силу.

Согласно п. 2 ст. 794 все иные, помимо названных в ГК, случаи освобождения перевозчика и отправителя от ответственности за неподачу или неиспользование транспортных средств должны быть прямо предусмотрены в транспортных уставах и кодексах. Так, на железнодорожном и автомобильном транспорте грузоотправитель освобождается от указанной ответственности в случае аварии, приостановившей его производственную деятельность (ст. 106 ТУЖД [ст. 116 УЖТ], ст. 131 УАТ), на внутреннем водном транспорте перевозчик не отвечает за неподачу транспортных средств, вызванную спасанием жизни людей или имущества на воде (подп. 2 п. 1. ст. 118 КВВТ).