Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Комментарии к статье
1. По смыслу п. 1 коммент. ст. обязанность перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку может вытекать из:

а) договора об организации перевозок (см. коммент. к ст. 798 ГК), б) консенсуального договора перевозки - чартера (см. коммент. к ст. 785, 787 ГК),

в) принятой заявки отправителя.

На железнодорожном транспорте заключение договора об организации перевозок не освобождает отправителя от подачи заявки (см. п. 4 постановления Пленума ВАС N 18 от 12 ноября 1998 г. "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог" // Вестник ВАС. 1999. N 1 [см. п. 5 коммент. к ст. 784 ГК]), однако такая заявка подается во исполнение уже действующего договора об организации перевозок.

2. Транспортные средства должны быть поданы перевозчиком под погрузку в установленный срок. На железнодорожном и автомобильном транспорте за просрочку подачи перевозочных средств предусмотрена специальная ответственность в виде штрафа (ст. 115 ТУЖД [ст. 100 УЖТ], ст. 129, 130 УАТ). На остальных видах транспорта такая ответственность не установлена, однако это не означает, что просрочку подачи транспортных средств всегда следует квалифицировать как их неподачу, за которую наступает ответственность в соответствии со ст. 794 ГК (см. коммент. к ней). Если размер просрочки незначителен и отправитель не утрачивает интереса к перевозке, он может приступить к погрузке и в дальнейшем взыскать с перевозчика причиненные просрочкой убытки.

3. Поданные перевозчиком транспортные средства должны быть:

а) технически исправными и

б) пригодными для перевозки конкретного груза, т. е. коммерчески пригодными (см. ст. 27 ТУЖД [ст. 20 УЖТ], ст. 71 КВВТ, ст. 44 УАТ).

Согласно абз. 2 п. 1 коммент. ст. отправитель вправе отказаться от транспортных средств, не удовлетворяющих второму требованию. Действие этой нормы можно проследить на примере железнодорожных перевозок. В случае реализации отправителем своего права на отказ, перевозчик обязан подать взамен исправные и коммерчески пригодные вагоны (ст. 27 ТУЖД [ст. 20 УЖТ]). Если же отправитель данным правом не воспользуется и все-таки осуществит погрузку, то железная дорога может быть освобождена судом от ответственности за несохранность груза, вызванную коммерческой непригодностью вагонов (см. п. 8 постановления Пленума ВАС N 18 от 12 ноября 1998 г. - см. п. 5 коммент. к ст. 784 ГК). Напротив, погрузка отправителем грузов в поданные дорогой технически неисправные вагоны не освобождает ее от указанной ответственности (см. п. 7 постановления).

4. В соответствии с п. 2 ст. 791 порядок погрузки (выгрузки) груза определяется соглашением сторон при условии соблюдения положений транспортного законодательства. К таким положениям относятся, в частности, требования ст. 28 ТУЖД [ст. 21 УЖТ] и п. 6 ст. 73 КВВТ о том, что погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из контейнеров во всех случаях осуществляется грузоотправителем (грузополучателем).

5. В п. 3 ст. 791 конкретизирован общий принцип надлежащего исполнения обязательств применительно к условию о сроке исполнения. Требование соблюдения отправителями (получателями) нормативных, а при их отсутствии - договорных сроков погрузки (выгрузки) груза призвано обезопасить перевозчиков от вынужденного простоя транспортных средств. Просрочка влечет для нарушителей имущественную ответственность - обычно в виде штрафа (см. ст. 141 УАТ, ст. 132 КТМ, п. 2 ст. 120 КВВТ, п. 2 ст. 21 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" [ст. 99, 100, 101 УЖТ]).