Статья 790. Провозная плата

1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Комментарии к статье
1. Термин "провозная плата" в законодательстве часто заменяется синонимами - "плата за перевозку", "плата за проезд", "плата за провоз", "фрахт", однако во всех случаях речь идет о главной составляющей цены договора перевозки, т. е. о причитающемся перевозчику вознаграждении за услугу по перемещению какого-либо лица или объекта.

2. В качестве общего правила установлен договорный порядок определения провозной платы (п. 1 коммент. ст.). Наряду с этим в Российской Федерации продолжает применяться нормативное регулирование цен на отдельные виды перевозок. Исчерпывающий перечень последних утвержден постановлением Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 7 марта 1995 г. N 239 с последующими изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997), согласно которому государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти в следующих случаях: 1) на федеральном уровне - в отношении железнодорожных перевозок грузов, а также пассажиров и багажа (за исключением пригородных перевозок); 2) на уровне субъектов РФ - в отношении перевозок пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением железнодорожного транспорта).

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе вводить ценовое регулирование на услуги по перевозке пассажиров и багажа следующими видами транспорта: а) железнодорожным - в пригородном сообщении (по согласованию с МПС РФ); б) автомобильным - по внутри- и межобластным маршрутам; в) воздушным - на местных авиалиниях; г) внутренним водным - в местном сообщении и на переправах; д) морским, внутренним водным и воздушным - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Государственное регулирование в данной области не сводится к утверждению фиксированных цен, а может осуществляться также путем установления их предельных уровней или коэффициентов изменения, предельного уровня рентабельности и др. (см. п. 7 указ. постановления).

3. Нормативный порядок определения цен на услуги перевозчиков наиболее характерен для железнодорожных перевозок. Это объясняется тем, что железнодорожные перевозчики все еще признаются субъектами естественной монополии (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях). Между тем в ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте планируется осуществить демонополизацию рынка железнодорожных перевозок путем перехода от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (см. п. 2 ст. 4 Закона о естественных монополиях). По мере развития конкуренции в данной отрасли нормативное ценовое регулирование постепенно утратит доминирующее значение, уступив место свободному ценообразованию.

В настоящее же время проведение тарифной политики в сфере железнодорожных перевозок возложено на Министерство путей сообщения РФ (см. п. 6 Положения о Министерстве путей сообщения, утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848 // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3746). Однако решающую роль в регулировании цен (тарифов) в данной сфере играет Федеральная энергетическая комиссия РФ (см. п. 8, 12 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 194 // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1250). Деятельность указанных органов координирует Правительство РФ.

4. Тарифы, упоминаемые в п. 2 коммент. ст., представляют собой систематизированные ставки провозной платы, которые дифференцируются в зависимости от таких параметров, как род груза, объем отправки, возраст пассажира, дальность перевозки, тип транспортного средства (вагона, контейнера) и др. Иными словами, тариф - это не твердая цена договора перевозки, а единица ее измерения.

Тарификация, как метод определения провозной платы, носит универсальный характер и распространена не только на транспорте общего пользования. Однако в последнем случае применение тарифов обусловлено, помимо соображений практического удобства, тем, что договоры с участием общественных возчиков являются публичными (см. ст. 789 ГК), а их цена в силу п. 2 ст. 426 ГК должна быть по общему правилу одинаковой для всех потребителей. Тарификация существенно облегчает соблюдение данного требования.

5. Правило п. 2 ст. 790 не получило должного развития в новых транспортных уставах и кодексах, которые не определяют порядка утверждения рассматриваемых тарифов, а ограничиваются указанием на компетентный в данном вопросе государственный орган (п. 1 ст. 64 ВК, ст. 7 ТУЖД, п. 1 ст. 6 КВВТ) либо отсылают к нормам законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 181 КТМ).

Тарифы могут быть как нормативными, так и договорными. Порядок утверждения первых определяется подзаконными нормативными актами, вторые согласовывают стороны договора перевозки, а иногда - договора об организации перевозок. Однако договорные тарифы на услуги транспорта общего пользования фактически устанавливаются самими перевозчиками. Поскольку общественные возчики действуют на основании публичных договоров, которые к тому же обычно являются договорами присоединения, отправители и пассажиры практически лишены возможности повлиять на размер провозной платы.

6. Помимо собственно перемещения грузов, перевозчики обычно выполняют для грузовладельцев различные дополнительные операции, напр. сопровождение и охрану грузов, их погрузку (выгрузку), взвешивание, переадресовку и т. п. Те из них, что не предусмотрены тарифами, в соответствии с п. 3 коммент. ст. оплачиваются по цене, согласованной сторонами. В данном случае законодатель употребляет термин "тарифы" в широком смысле, имея в виду как ставки платы за перевозку, так и ставки сборов за дополнительные операции. Так, на железнодорожном транспорте цена каждой из перечисленных дополнительных услуг (работ) устанавливается в виде сбора и указывается в тарифном руководстве (см. ст. 24, 28, 32, 37 ТУЖД и Тарифное руководство N 3, утв. постановлением ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 // РГ. 2002. N 154, 155). Соответствующие положения УЖТ (см. ст. 17, 21, 26, 31) позволяют сделать вывод, что новый закон предусматривает, по общему правилу, договорный порядок оплаты упомянутых дополнительных операций.

7. Согласно п. 4 коммент. ст. перевозчик, услуги которого по каким-либо причинам не были оплачены в момент заключения договора, вправе воспользоваться возможностями, предоставленными кредитору ст. 359 и 360 ГК, т. е. удерживать груз или багаж до внесения провозной платы и иных платежей, а также удовлетворить свои требования из стоимости груза или багажа в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Данное правило может быть изменено иным нормативным актом, а также соглашением сторон, т. е. является диспозитивным. К примеру, не допускается реализация железнодорожным перевозчиком удержанного специального, в том числе воинского груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд (ст. 41 ТУЖД [ст. 35 УЖТ]).

8. Нормативное регулирование цен на услуги транспортных организаций может выражаться в установлении льгот по провозной плате за отдельные виды перевозок. В настоящее время указанные льготы предоставляются главным образом в качестве меры социальной защиты определенным категориям граждан - ветеранам, пенсионерам, инвалидам, учащимся и т. п.

По смыслу п. 5 коммент. ст. обязанность по возмещению расходов, понесенных перевозчиками в связи с оказанием услуг по льготным ценам, возлагается на государство и исполняется за счет бюджетных средств. Приведенная норма обычно воспроизводится в правовых актах, предусматривающих льготы по провозной плате (см., напр., ст. 10 ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168). Данные акты могут применяться (в части предоставления льгот) только тогда, когда суммы, необходимые для возмещения расходов транспортных организаций, включены в расходную часть соответствующего закона о бюджете (см. ст. 83 БК).

Неисполнение государством упомянутой обязанности приводит к возникновению у перевозчиков убытков, которые могут быть взысканы в судебном порядке. При этом отсутствие утвержденного порядка возмещения указанных в п. 5 коммент. ст. расходов не должно являться препятствием для защиты нарушенных прав перевозчиков.

9. В официальном тексте п. 5 коммент. ст. допущена опечатка: вместо слова "организацией" следует читать "организации".