Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарии к статье
1. Перевозка транспортом общего пользования упоминается в п. 1 ст. 426 ГК как пример деятельности по оказанию услуг, оказываемых посредством заключения публичных договоров. Поэтому назначение коммент. ст. в целом сводится к констатации существования так называемых общественных возчиков, т. е. коммерческих организаций, оказывающих услуги по перевозке на основании публичного договора. При этом их обязанность заключить договор перевозки с каждым обратившимся лицом должна вытекать из закона, иного правового акта или лицензии. Так, по смыслу ст. 2 и п. 1 ст. 20 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" железнодорожный транспорт является транспортом общего пользования, а железная дорога - общественным возчиком. Железнодорожный транспорт необщего пользования, упоминаемый в ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г., не предназначен для оказания услуг по перевозке. Согласно абз. 2 и 11 п. 1 ст. 2 данного Закона железнодорожный перевозчик, как и прежде, действует на основании публичного договора и является общественным возчиком. Термин "железная дорога" в названном Законе, а также в УЖТ отсутствует, поскольку в ходе реформы на железнодорожном транспорте все железные дороги утратят статус юридического лица.

2. Абзац 2 п. 1 коммент. ст. не дает ответа на вопрос, кем и где должен быть установлен порядок публикации перечня транспортных организаций общего пользования. Не содержится указаний на сей счет и в большинстве транспортных уставов и кодексов. Исключение составляет лишь КВВТ, где в п. 2 ст. 66 и п. 2 ст. 95 в качестве источника опубликования такого перечня указан сборник правил и тарифов внутреннего водного транспорта.

Вместе с тем требование публикации перечня общественных возчиков - это следствие, а не предпосылка признания их особенного статуса, и никак не связано с квалификацией договора перевозки транспортом общего пользования как публичного договора. Цель данной публикации - информирование потенциальных грузоотправителей и пассажиров, и не более того.

3. Публичный характер договора перевозки транспортом общего пользования (п. 2 коммент. ст.) влечет применение к отношениям его сторон ряда важных правил ст. 426 ГК. Так, при необоснованном уклонении общественным возчиком от заключения договора перевозки другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков (см. п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК).