Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Легальное определение договора фрахтования, именуемого также чартером, неудачно, так как не дает ясного представления о правовой природе этого договора. Лишь сопоставив формулировку абз. 1 коммент. ст. с соответствующими положениями транспортных кодексов (см. п. 2 ст. 64 и ст. 104 ВК; п. 4 ст. 67, п. 6 ст. 95 и п. 3 ст. 97 КВВТ; ст. 115 КТМ), можно прийти к выводу, что договор фрахтования - это разновидность договора перевозки. Видообразующим признаком в данном случае является наличие в договоре условия о предоставлении для перевозки всей или части вместимости транспортного средства. Таким образом, договор фрахтования (чартер) и договор перевозки имеют единый предмет - услуги по перевозке груза, пассажира и багажа. Но если в чартере стороны заранее оговаривают, в каком именно транспортном средстве (его части, помещении) будет размещен перевозимый объект, то при обычной перевозке данный вопрос решается перевозчиком самостоятельно. Практическое значение данного отличия состоит, в частности, в том, что фрахтователь вправе требовать от фрахтовщика удаления из предоставленной "вместимости" посторонних объектов, напр., чужих грузов (ст. 137 КТМ).

2. Договор фрахтования применяется на трех видах транспорта - морском, внутреннем водном и воздушном. К сожалению, ВК и КВВТ не устанавливают каких-либо правил о содержании договора фрахтования, а также, вопреки предписанию абз. 2 коммент. ст., о его форме и порядке заключения. Надлежащее представление о данном договоре можно получить, лишь обратившись к нормам КТМ.

Договор фрахтования всегда консенсуальный, поэтому им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлению груза к перевозке.

Чартер должен быть заключен в письменной форме. На практике широко распространены отпечатанные типографским способом стандартные чартерные проформы, которые разрабатываются как национальными, так и международными организациями судовладельцев, фрахтователей, брокеров. Разумеется, стороны могут исключить или изменить те из условий проформы, которые их не устраивают. Так или иначе, письменная форма чартера - это всегда единый документ, подписываемый в силу ст. 120 КТМ перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Особенности договора фрахтования определяются сферой его применения. Чартер используется в так называемом трамповом (нерегулярном) судоходстве для оформления перевозок массовых грузов (нефть, уголь, руда и т. п.), способных заполнить если не все судно, то, по крайней мере, его значительную часть. Поэтому чартер в отличие от обычного договора перевозки не является договором присоединения. Следовательно, фрахтователь имеет возможность повлиять на такие договорные условия, как место и сроки подачи судна под погрузку, маршрут его следования, размер фрахта и др. (см. ст. 120, 127, 128, 129, 136, 164 КТМ, п. 2 ст. 64 ВК).

3. Наряду с договором фрахтования (чартером) законодательству и практике известны также: 1) договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 198 КТМ) и 2) договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) (ст. 211 КТМ). Терминологическое сходство в данном случае объясняется традицией и не должно ставить под сомнение, что названные договоры являются видами договора аренды транспортных средств (см. ст. 632 и 642 ГК), а не договора перевозки.