Статья 786. Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

4. В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 379-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Из определения договора перевозки пассажира следует, что он носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. Последний признак сохраняется и при перевозке гражданина, пользующегося правом бесплатного проезда, поскольку в этом случае расходы перевозчика возмещаются из средств соответствующего бюджета (см. коммент. к ст. 790 ГК).

Коммент. ст. носит общий характер и не исчерпывает всего разнообразия способов заключения данного договора. На городском автомобильном транспорте оплата проезда может производиться уже после посадки пассажира в транспортное средство, а иногда - в момент прибытия последнего в пункт назначения. В указанных случаях договор перевозки заключается посредством совершения конклюдентных действий, которые со стороны пассажира выражаются в посадке в транспортное средство. Такой договор перевозки можно с определенной долей условности квалифицировать как реальный.

2. Предмет рассматриваемого договора - оказываемая перевозчиком услуга по доставке пассажира в пункт назначения. Относительно природы обязательства по доставке багажа высказаны различные суждения. Одни ученые полагают, что доставка багажа - это лишь возможное, но не обязательное условие договора перевозки пассажира, а соответствующее обязательство входит в состав сложного правоотношения, которое возникает из данного договора. Другие авторы квалифицируют услугу по перевозке багажа как предмет отдельного договора или соглашения, которое заключается в момент сдачи пассажиром багажа перевозчику и, следовательно, носит реальный характер.

Принципиального значения данный спор не имеет, поскольку все сходятся на том, что обязательство по доставке багажа всегда сопутствует обязательству по доставке его владельца. Если же последний не собирается воспользоваться услугами перевозчика в отношении себя лично и заключить договор перевозки пассажира, но нуждается в транспортировке каких-либо вещей, то он должен заключить договор перевозки груза.

3. Основной объем пассажирских перевозок осуществляется транспортом общего пользования, что позволяет квалифицировать договор перевозки пассажира (и багажа) как преимущественно публичный (см. коммент. к ст. 789 ГК). По той же причине данный договор по способу заключения чаще всего является договором присоединения.

Поскольку в качестве пассажира всегда выступает гражданин-потребитель, к отношениям сторон договора перевозки пассажира (соглашения о перевозке багажа) в части, не противоречащей ГК, а также транспортным уставам и кодексам, применяются нормы Закона о защите прав потребителей (см. п. 1 и 2 постановления Пленума ВС N 7). Это, в частности, означает, что пассажир вправе предъявить перевозчику требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением условий рассматриваемого договора (ст. 15 Закона).

4. В соответствии с п. 2 коммент. ст. документами, удостоверяющими заключение договора перевозки пассажира и соглашения о перевозке багажа, являются, соответственно, билет и багажная квитанция. Названные документы одновременно служат доказательством исполнения пассажиром обязанности по оплате проезда и провоза багажа. Формы билетов и багажных квитанций на отдельных видах транспорта устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти и фиксируются в правилах перевозки (п. 2 ст. 105 ВК, ст. 90 ТУЖД [ст. 82 УЖТ], п. 5 ст. 97 КВВТ, ст. 78 УАТ). В целях безопасности авиа- и железнодорожные билеты (на поезда дальнего и местного следования) являются именными, в остальных случаях - предъявительскими.

Билет - не единственно возможное (а иногда и обязательное) доказательство заключения договора. В установленных законом случаях функцию билета может выполнять иной документ, напр. путевка (п. 4 ст. 97 КВВТ). Не могут считаться билетами жетоны и магнитные карты, используемые для прохода через турникеты метрополитена. При перевозке пассажира немаршрутным таксомотором заключение договора и факт оплаты пассажиром проезда вообще не удостоверяются никакими документами.

5. Транспортные уставы и кодексы по-разному определяют предельный возраст детей, которых пассажир в силу п. 3 коммент. ст. вправе перевозить с собой на льготных условиях, но при этом устанавливают одинаковое правило о том, что бесплатный провоз ребенка (кроме как пригородным поездом) осуществляется без предоставления ему отдельного места (п. 2 ст. 106 ВК, ст. 92 ТУЖД [ст. 83 УЖТ], п. 2 ст. 181 КТМ, п. 1 ст. 100 КВВТ, ст. 81 УАТ).

К ручной клади относятся предметы, которые по своим габаритам и весу не требуют перевозки отдельно от пассажира. На морском транспорте такие вещи именуются "каютным багажом", на воздушном - "вещами, находящимися при пассажире". Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире (ст. 128 ТУЖД [ст. 88 УЖТ], п. 1 ст. 100 КВВТ). Напротив, багаж - это вещи, которые в процессе перевозки выбывают из владения пассажира и иногда могут перевозиться на ином транспортном средстве. За сохранность багажа отвечает перевозчик (см. коммент. к ст. 796 ГК).

6. Установленный в п. 3 коммент. ст. перечень прав пассажира не является исчерпывающим. Транспортные уставы и кодексы, а также принятые в их развитие правила перевозок наделяют пассажира рядом дополнительных прав. Так, пассажир имеет право с соблюдением установленного порядка занять в пути следования свободное место более высокой категории комфортности, сделать остановку в пути следования с соответствующим оформлением такой остановки и т. п. (см., напр., ст. 92 ТУЖД [ст. 83 УЖТ], п. 1 ст. 100 КВВТ). На всех видах транспорта пассажир может отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. В зависимости от количества времени, оставшегося до отправления транспортного средства, либо величины непроследованного расстояния, а также от причин отказа пассажир вправе претендовать на возврат всей или части стоимости проезда (см. ст. 108 ВК, ст. 92 ТУЖД [ст. 83 УЖТ], ст. 183 КТМ, п. 1 ст. 100 КВВТ, ст. 81 УАТ).