Статья 785. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Комментарии к статье
1. Определение, данное в п. 1 коммент. ст., позволяет квалифицировать договор перевозки груза как взаимный, возмездный и реальный. Последний признак отсутствует, однако, у такой разновидности договора перевозки груза, как чартер (см. коммент. к ст. 787 ГК).

2. Предметом рассматриваемого договора является услуга по доставке (пространственному перемещению) перевозчиком вверенного ему груза в пункт назначения. В процессе оказания этой услуги перевозчик совершает ряд действий, внешне напоминающих предметы иных типов договоров - хранения, подряда, возмездного оказания услуг. Так, на перевозчика возлагаются обязанности по обеспечению сохранности груза, выдаче его получателю, иногда - в консенсуальном договоре перевозки - по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Однако все эти действия лишь способствуют достижению главной цели - доставки груза, не колеблют самостоятельного характера данного договора и не превращают его в договор смешанного типа.

На морском и внутреннем водном транспорте распространен также договор буксировки, имеющий своим предметом услугу по тяге или толканию иного плавучего средства. Данный договор не является разновидностью договора перевозки груза, а тяготеет, скорее, к возмездному оказанию услуг. Между тем субсидиарное применение правил о перевозке грузов к отношениям по буксировке на внутреннем водном транспорте предусмотрено законом (см. п. 6 ст. 88 КВВТ), а на морском - возможно по аналогии закона.

Реальный договор перевозки груза не регулирует отношения сторон по подаче транспортных средств и по предъявлению груза к перевозке. Обязательственно-правовую форму указанные отношения принимают благодаря совершению сторонами будущего договора перевозки односторонних сделок, выражающихся в подаче отправителем заявки и принятии ее перевозчиком, либо заключению ими договора об организации перевозок (см. коммент. к ст. 791, 798 ГК). Кроме того, законодательству и практике известна конструкция консенсуального договора перевозки, которым опосредуются как отношения по подаче транспортных средств и по предъявлению груза, так и сами перевозочные отношения (см. коммент. к ст. 787 ГК).

3. Стороны договора перевозки груза - это отправитель и перевозчик. В качестве первого могут выступать любые физические и юридические лица, являющиеся титульными владельцами груза либо уполномоченные таковыми на заключение от своего имени договора перевозки.

Перевозчиками могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующими лицензиями (см. ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности).

4. В п. 1 ст. 785 упоминается также "управомоченное на получение груза лицо" - получатель, которому перевозчик обязан выдать груз в пункте назначения. Если отправитель и получатель не совпадают в одном лице, то, по господствующему в науке мнению, последний не является стороной договора перевозки, а выступает в качестве третьего лица, в пользу которого заключен этот договор (см. ст. 430 ГК). Уязвимым местом данной концепции считается наличие у получателя, помимо прав, ряда обязанностей, связанных с принятием груза. Однако, во-первых, все они возлагаются на получателя не договором перевозки (соглашением перевозчика и отправителя), а императивными нормами закона, и, во-вторых, обязанность по получению груза - это, по сути, обязанность по принятию исполнения, налагаемая на кредитора любого обязательства, в том числе одностороннего.

Как правило, отправитель и получатель связаны отдельным договором, напр. купли-продажи, устанавливающим для первого обязанность по передаче товара, а для второго - по его принятию. Ради ее исполнения отправитель и заключает в пользу получателя договор перевозки.

5. Письменное оформление договора перевозки груза обеспечивается составлением специальных документов, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. На всех видах транспорта, кроме морского, таким документом является накладная. Наряду с ней используется квитанция о приеме груза (см. ст. 31 ТУЖД [ст. 25 УЖТ], ст. 67 КВВТ). Детальные требования к содержанию и оформлению накладных и иных транспортных документов обычно содержатся в подзаконных нормативных актах, напр. в Правилах заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС от 19 января 2000 г. N 2Ц (БНА. 2000. N 12). Вопреки формулировке п. 2 коммент. ст., накладная, как правило, не остается у составившего ее отправителя, а передается перевозчику и сопровождает груз во время перевозки. Отправителю же выдается копия или один из экземпляров накладной, а также квитанция о приеме груза.

На морском транспорте более распространенным перевозочным документом, нежели накладная, является коносамент, который составляется и подписывается только перевозчиком и передается отправителю. В этом случае письменная форма договора перевозки груза выражается в двух документах - коносаменте и подписанном отправителем погрузочном ордере или его аналоге.

Консенсуальный договор перевозки груза на морском, воздушном и внутреннем водном транспорте оформляется единым документом - чартером.