Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

1. При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Пункт 1 ст. 767 сформулирован не вполне удачно. С одной стороны, уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование государственного контракта, является основанием для пересмотра его условий. С другой, соответствующий пересмотр осуществляется по соглашению сторон. В связи с этим юридические последствия отказа подрядчика от проведения такого рода согласования далеко не очевидны. Вероятно, в данном случае речь идет о предоставлении государственному заказчику права требовать в судебном порядке изменения условий государственного контракта (п. 1 ст. 450 ГК) с соблюдением досудебной процедуры, которая предусмотрена п. 2 ст. 452 ГК.

Следует, однако, иметь в виду, что указанные права предоставляются заказчику только в случае сокращения лимитов бюджетных обязательств, предусмотренном ст. 224 БК. Заказчик не вправе требовать изменения условий государственного контракта, когда его неисполнение обусловлено задержкой поступления бюджетных средств при сохранении лимита бюджетных обязательств в прежнем размере.

2. Коммент. ст. предоставляет подрядчику право требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Возложение на государственного заказчика обязанности возмещения убытков не является применением к нему мер ответственности, поскольку изменение сроков в данном случае вызвано уменьшением бюджетных средств, выделенных для финансирования подрядных работ, а не правонарушением со стороны заказчика.

Подрядчику возмещаются только те убытки, которые вызваны изменением сроков выполнения работ. Иные убытки, образовавшиеся у подрядчика в результате изменения государственного контракта, возмещению не подлежат.

Порядок изменения и прекращения государственного контракта регулируется также правилом п. 3 ст. 3 Закона о поставках продукции, согласно которому государственный заказчик по решению Правительства РФ может вносить необходимые изменения в государственный контракт на выполнение подрядных работ для федеральных государственных нужд или прекращать его действие при условии возмещения подрядчику убытков. Указанное основание изменения и прекращения государственного контракта может квалифицироваться как допускаемый законом односторонний полный или частичный отказ от исполнения договора (п. 3 ст. 450 ГК). В данном случае государственный контракт считается расторгнутым или измененным без решения суда с момента соответствующего волеизъявления государственного заказчика.

3. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 767, изменение государственного контракта возможно только в общем порядке, который установлен п. 1 ст. 452 ГК.