Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 30.12.2008 N 308-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 30.12.2008 N 308-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Заказчиком по государственному контракту выступает, как правило, государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами. С точки зрения бюджетного законодательства, таковыми являются главные распорядители и распорядители бюджетных средств. На практике в их роли выступают органы государственной власти, которым согласно ведомственной классификации расходов федерального или регионального бюджета предоставлены денежные средства для распределения по подведомственным получателям (подрядчикам). К числу получателей относятся юридические и физические лица, которые выполняют работы по государственному контракту в сфере, подведомственной соответствующему распорядителю бюджетных средств.

Заказчиком по государственному контракту может также выступать организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться инвестиционными ресурсами.

К их числу следует отнести, во-первых, юридические лица, которым делегированы полномочия по проведению конкурсов на размещение государственных контрактов (специализированные организации) (ст. 2 Закона о конкурсах на размещение заказов). Отношения между специализированной организацией и распорядителем бюджетных средств регулируются отдельным договором, который по своей природе близок к агентскому. При этом специализированная организация может действовать как от имени распорядителя бюджетных средств, так и от своего имени (п. 2 ст. 447 ГК). Именно в последнем случае, заключая от своего имени государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд с победителем конкурса, специализированная организация действует в качестве государственного заказчика.

Во-вторых, в качестве таких организаций могут рассматриваться государственные учреждения, которые привлекают третьих лиц для выполнения работ. Правда, законодательство, регулирующее подрядные отношения с участием указанных субъектов, противоречиво.

По смыслу ст. 71 БК любые подрядные договоры, заключаемые государственными учреждениями, цена которых превышает 2000 МРОТ, признаются государственными контрактами. Придание цене договора роли конститутивного признака не согласуется с определением государственного контракта в гражданском законодательстве. Наряду с этим БК, в отличие от ГК, не придает значения конститутивного признака цели договора. Иными словами, БК рассматривает подрядные договоры, заключаемые государственными учреждениями, в качестве государственных контрактов независимо от того, удовлетворяют ли они государственные нужды или нет. Однако очевидно, что далеко не все подрядные договоры, где заказчиком является государственное учреждение, удовлетворяют государственные нужды. Большинство из них, напротив, направлено на удовлетворение собственных потребностей учреждения как хозяйствующего субъекта и не может рассматриваться в качестве государственных контрактов.

Согласно ст. 70 БК работы, стоимость которых менее 2000 МРОТ, могут оплачиваться на основании как государственного контракта, так и утвержденной сметы без заключения такового. Оплата исключительно на основании сметы не означает, что в этом случае между заказчиком и подрядчиком не возникают договорные отношения. Однако остается непонятным, как их следует квалифицировать. Очевидно, на соответствующие отношения правила ст. 763-768 ГК распространяться не должны.

В-третьих, по смыслу ст. 3 Закона о поставках организациями, наделенными правом распоряжаться инвестиционными ресурсами, признаются казенные предприятия. К сожалению, указанный Закон не уточняет, какие подрядные договоры, заключаемые казенным предприятием, являются государственными контрактами, а какие нет. Очевидно, при решении данного вопроса в каждом отдельном случае необходимо выяснять, удовлетворяет ли соответствующий подрядный договор государственные нужды или нужды самого предприятия.

2. Подрядчиком согласно ст. 764 ГК может быть в принципе любое лицо. Однако на практике круг таких лиц значительно уже. При заключении государственного контракта по результатам конкурса к участию в нем допускаются только субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для выполнения подрядных обязательств (п. 1 ст. 5 Закона о конкурсах на размещение заказов). Таким образом, значительное число потенциальных подрядчиков отсеивается еще до момента непосредственного заключения государственного контракта.