Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд представляет собой одну из разновидностей подрядных договоров. Его предметом является результат строительных, а также проектных и изыскательских работ (о понятии данных видов работ см. коммент. к ст. 740, 758 ГК). В силу указанного обстоятельства к государственному контракту применяются не только правила ст. 763-768 ГК и общие положения о подряде, но и нормы о договорах строительного подряда и договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Специфика государственного контракта сводится к трем существенным признакам.

Во-первых, государственный контракт на выполнение подрядных работ имеет строго определенную цель - удовлетворение государственных нужд, которая является его конститутивным признаком. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации или субъекта РФ, которые состоят в решении задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности государства (см., напр., ст. 1 Закона о поставках).

Во-вторых, в государственном контракте в качестве заказчика всегда выступает специальный субъект - государственный орган или уполномоченная указанным органом организация (см. коммент. к ст. 764 ГК).

В-третьих, согласно коммент. ст. оплата работ по государственным контрактам осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

БК, однако, допускает оплату работ, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, только за счет бюджетных средств, т. е. бюджетов различных уровней (ст. 69 БК). Согласно ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд образуется из денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Таким образом, указанные денежные средства не могут расходоваться на оплату работ по государственным подрядным контрактам.

В связи с этим в настоящее время государственные подрядные контракты могут финансироваться только за счет бюджетных средств.

2. Согласно п. 2 ст. 763 государственный заказчик обязуется оплатить выполненные работы или обеспечить их оплату. Это означает, что государственный заказчик не всегда сам осуществляет оплату. Если в качестве государственного заказчика выступает организация, которой права заказчика делегированы государственным органом (распорядителем бюджетных средств) (см. коммент. к ст. 764 ГК), то она обязуется не оплатить, а обеспечить оплату выполненных работ за счет бюджетных средств. В этом случае оплата подрядчику осуществляется напрямую распорядителем бюджетных средств, т. е. имеет место исполнение обязательства третьим лицом (ст. 313 ГК). Это не означает, что при неоплате подрядчик не вправе взыскать с заказчика стоимость выполненных работ, поскольку обязанным лицом по договору в любом случае остается заказчик.