Статья 737. Последствия обнаружения недостатков в выполненной работе

1. В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 213-ФЗ)

2. В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 213-ФЗ)

3. При невыполнении подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 213-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Подрядчик несет ответственность за недостатки в выполненной работе. По сравнению с общими положениями о подряде (ст. 723 ГК) для отношений бытового подряда характерно расширение прав заказчика. Так, заказчик вправе, в дополнение к правам, предусмотренным ст. 723 ГК, по своему усмотрению потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

2. Сроки обнаружения недостатков определены в зависимости от наличия или отсутствия гарантийного срока. При наличии гарантийного срока заказчик вправе реализовать предоставленные ему права при условии обнаружения недостатков в течение гарантийного срока. Если же гарантийный срок не установлен, подрядчик несет ответственность за недостатки, обнаруженные в пределах разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы.

3. Пункт 2 коммент. ст. касается обнаружения недостатков за пределами гарантийного срока, но не более срока службы, а если он не установлен - 10 лет. За пределами гарантийного срока ответственность наступает только за существенные недостатки (о понятии существенных недостатков см. коммент. к ст. 477 ГК). Требование о безвозмездном устранении таких недостатков заказчик вправе предъявить, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента.

Если подрядчик своевременно и безвозмездно не устранит существенные недостатки, заказчик вправе потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

4. Закон о защите прав потребителей предусматривает сроки устранения недостатков по требованию потребителя (ст. 30, 31 Закона о защите прав потребителей), а также дополнительную санкцию за несвоевременное удовлетворение требований потребителя об устранении недостатков в виде нормативной неустойки в размере трех процентов от стоимости работ за каждый день просрочки, но не более общей стоимости работ.