Статья 724. Сроки обнаружения ненадлежащего качества результата работы

1. Если иное не установлено законом или договором подряда, заказчик вправе предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, при условии, что оно выявлено в сроки, установленные настоящей статьей.

2. В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.

3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.

4. В случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.

5. Если иное не предусмотрено договором подряда, гарантийный срок (пункт 1 статьи 722) начинает течь с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.

6. К исчислению гарантийного срока по договору подряда применяются соответственно правила, содержащиеся в пунктах 2 и 4 статьи 471 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон или не вытекает из особенностей договора подряда.

Комментарии к статье
1. Коммент. ст. раскрывает вопросы о качестве результата работы, которые уже затрагивались в ст. 721 и 722 ГК, и поэтому должна толковаться в совокупности с ними. Кроме того, данная ст. практически совпадает по содержанию со ст. 477 ГК, посвященной срокам обнаружения недостатков переданного товара, в связи с чем законодатель мог ограничиться простой отсылкой к указ. ст., как это сделано в п. 6 применительно к исчислению гарантийного срока. Наконец, известное сомнение вызывает обоснованность коммент. правил, поскольку в договорах купли-продажи и подряда законодатель по-разному подходит к обязанности покупателя и заказчика по осмотру переданного им товара или результата работы. Таким образом, в коммент. ст. имеются в виду лишь скрытые недостатки результата работы, которые не могли быть обнаружены при обычной приемке результата.

2. Сроки обнаружения недостатков дифференцированы в зависимости от того, установлен ли на результат работы гарантийный срок или не установлен. В первом случае недостатки должны быть выявлены в течение гарантийного срока. Если гарантийный срок менее двух лет, заказчику предоставляется право заявлять о недостатках, обнаруженных за пределами гарантийного срока, но не свыше двух лет. Правда, в этом случае он должен будет доказать, что недостатки возникли еще до передачи ему результата работы или по причинам, возникшим до этого момента.

Если гарантийный срок на результат работы не установлен, действует правило о законной гарантии качества (п. 1 ст. 721 ГК), в соответствии с которым заказчик вправе выявлять недостатки в течение разумного срока использования результата работы по назначению, но не свыше двух лет со дня передачи ему указанного результата. Бремя доказывания наличия недостатков в результате работы еще до передачи его заказчику возлагается на последнего.

3. Пункты 5 и 6 ст. 724 посвящены исчислению гарантийных сроков и носят отсылочный характер. Содержащиеся в них правила диспозитивны и могут быть изменены законом, иным правовым актом или договором.