Статья 709. Цена работы

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Комментарии к статье
1. Положение п. 1 ст. 709 о необходимости указания в договоре цены выполняемой работы или способов ее определения не означает отнесения цены к существенным условиям договора подряда, что прямо подтверждает отсылка к п. 3 ст. 424 ГК. Вместе с тем схожесть формулировок п. 1 ст. 709 и абз. 1 п. 1 ст. 708 ГК подтверждает правильность ранее сделанного вывода о том, что срок не является для подряда существенным условием (см. коммент. к ст. 708 ГК).

2. Пункт 2 ст. 709 подчеркивает, что цена в подряде складывается из двух величин: а) издержек подрядчика, к которым, в частности, относятся стоимость предоставленных им материалов и оборудования, услуг субподрядчиков, использованной энергии и т. п.; б) вознаграждения подрядчика собственно за работу. Выделение в цене договора этих двух составляющих приобретает важное значение в случаях досрочного прекращения договора или изменения его условий.

Однако закон не требует, чтобы в договоре было непременно указано, какая часть цены образует издержки подрядчика, а какая - причитающееся ему вознаграждение. Стороны могут ограничиться закреплением в договоре общей цены, из которой в необходимых случаях выделяются соответствующие суммы.

3. Коммент. ст. указывает на возможные варианты установления цены, которые сводятся к: а) указанию цены в самом тексте договора подряда; б) закреплению в договоре способа определения цены, напр. путем согласования цены работы подрядчика за единицу времени; в) утверждению сторонами согласованной сметы. Поскольку составление сметы, т. е. постатейного перечня затрат на выполнение работ, является наиболее распространенной на практике и удобной для сторон формой определения цены договора подряда, смете уделено особое внимание.

Обычно проект сметы составляет подрядчик как лицо, более сведущее в рыночных ценах на материалы и стоимости тех или иных работ. Но смета становится частью договора только с момента ее подтверждения заказчиком, что и подчеркивается в абз. 2 п. 3 ст. 709.

4. Смета, как и цена договора, определенная в иной форме, подразделяется на приблизительную и твердую, причем последняя имеет значение общего правила (п. 4 ст. 709).

Приблизительная смета предполагает возможность ее корректировки в ту или иную сторону в зависимости от фактических издержек подрядчика, что происходит автоматически и не требует от сторон дополнительного согласования. Однако изменение сметы при этом не должно быть существенным. Если же возникает необходимость существенного увеличения приблизительной сметы, стороны должны данный вопрос согласовать.

При его решении в соответствии с п. 5 ст. 709 принимаются во внимание следующие условия:

а) повышение приблизительной сметы должно быть вызвано необходимостью проведения дополнительных работ, которые не были учтены при составлении сметы;

б) увеличение сметы должно быть существенным, т. е. соизмеримым с общей ценой работы;

в) подрядчик обязан своевременно, т. е. сразу же, как только ему стало об этом известно, предупредить заказчика о необходимости существенного повышения сметы. Если подрядчик этого не сделал, что заказчик вправе доказывать, он обязан выполнить вновь выявленные дополнительные работы за свой счет;

г) заказчик имеет право отказаться от договора, оплатив подрядчику уже выполненную работу.

5. Что касается твердой сметы, то она не подлежит пересмотру, в том числе и тогда, когда при ее составлении исключалась возможность предусмотреть все необходимые работы и расходы (абз. 1 п. 6 ст. 709). Указанное правило действует, однако, лишь при условии добросовестности сторон. Поэтому если, напр., заказчик сознательно утаил от подрядчика известные ему скрытые недостатки вещи, сданной на переработку, которые вызвали необходимость дополнительных работ и расходов со стороны подрядчика, последний вправе, опираясь на ст. 10 ГК, требовать от заказчика возмещения ему этих дополнительных расходов.

6. Абзац 2 п. 6 ст. 709 устанавливает исключение из правила о том, что твердая смета не подлежит пересмотру. При его применении необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, право требовать увеличения сметы возникает у подрядчика только тогда, когда произошло существенное возрастание его издержек. Закон не устанавливает какого-либо количественного показателя на этот счет, в связи с чем следует исходить из соотношения общей цены договора и размера возросших издержек подрядчика, которые должны быть соизмеримыми.

Во-вторых, подрядчик вправе ссылаться не на всякое существенное увеличение своих издержек, а лишь на такое, которое нельзя было предвидеть при заключении договора. Иными словами, возрастание стоимости материалов, оборудования и услуг третьих лиц должно быть результатом каких-то чрезвычайных обстоятельств, напр., произойти из-за неожиданного введения новых таможенных пошлин на импортные материалы.

В-третьих, правом расторжения договора в случае отказа заказчика от повышения сметы обладает лишь подрядчик. Если существенно возросла стоимость материалов и оборудования, которые по условиям договора должен предоставить заказчик, он не может на этом основании расторгнуть договор. Впрочем, согласно ст. 717 ГК заказчик по общему правилу вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора.

В-четвертых, при расторжении договора по инициативе подрядчика наступают последствия, предусмотренные ст. 451 ГК, которая выполняет в данном случае роль общей нормы. В соответствии с нею последствия расторжения договора определяются судом исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора.

7. По смыслу закона правило, закрепленное абз. 2 п. 6 ст. 709, распространяется на договоры не только с твердой, но и с приблизительной сметой.