Статья 61. Ликвидация юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарии к статье
О некоторых вопросах применения статьи 61 см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84.

1. Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить и добровольный, и принудительный характер.

2. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников (учредителей) или органа юридического лица, уполномоченного на принятие соответствующего решения учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Прежняя редакция п. 2 коммент. ст., действовавшая до 1 июля 2002 г., предусматривала еще одно основание добровольной ликвидации - признание судом недействительной регистрации юридического лица. Эта законодательная конструкция обоснованно подвергалась критике в юридической литературе, поскольку участники организации были обязаны подчиниться соответствующему решению суда и, значит, их решение не было добровольным. Из действующего ГК это основание добровольной ликвидации юридического лица изъято.

Принудительная ликвидация любого юридического лица может проводиться по решению суда в следующих случаях:

- если при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;

- если юридическое лицо осуществляет деятельность без надлежащего разрешения (лицензии);

- если юридическое лицо занимается деятельностью, запрещенной законом;

- если деятельность юридического лица сопряжена с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (см. п. 23 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

Толкование понятия неоднократности нарушений закона в контексте коммент. ст. содержится в абз 2. п. 3 постановления КС от 18 июля 2003 г. "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А. Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация".

Согласно легальному толкованию, данному КС, отсутствие в п. 2 коммент. ст. конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Данная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить юридическому лицу принять меры по их устранению, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 коммент. ст. (см. п. 5 Информационного письма Президиума ВАС от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)").

3. Для общественных и религиозных организаций (объединений), а также фондов абз. 2 п. 2 коммент. ст. предусматривает еще одно основание принудительной ликвидации по решению суда - систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям этих организаций.

Последнее правило было бы логичным распространить на все организации со специальной правоспособностью, но законодатель почему-то этого не сделал.

4. Пункт 3 коммент. ст. нуждается в ограничительном толковании, поскольку не вызывает сомнений, что государственный орган или орган местного самоуправления, которым законом дается право на предъявление требования о ликвидации юридического лица, вправе требовать такой ликвидации лишь по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 2 коммент. ст. для случаев принудительной ликвидации. Предъявление требований о ликвидации юридического лица по мотивам истечения срока, на который оно создавалось, или достижения его уставных целей (абз. 1 п. 2 коммент. ст.) кем-либо, кроме участников (учредителей) или органов самого юридического лица, совершенно недопустимо.

По решению суда обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица могут быть возложены на его учредителей (участников) либо орган самого юридического лица, уполномоченный его учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица. Если в этом случае указанные лица не произвели ликвидацию юридического лица в установленный срок, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица.

При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т. п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 24 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

5. Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т. е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.