Статья 539. Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

(п. 4 введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 37-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Возможность передачи и потребления энергии через присоединенную сеть, а также специфический предмет договора - энергия являются главными факторами, определяющими особенности договора энергоснабжения.

Эти особенности в той или иной мере присущи и другим договорам - о теплоснабжении, газоснабжении, снабжении нефтепродуктами, водой и т. д., что позволяет говорить о существовании особой группы договоров о снабжении продукцией через присоединенную сеть. Все договоры о снабжении продукцией через присоединенную сеть принадлежат к числу договоров купли-продажи и являются консенсуальными, взаимными и возмездными.

ГК не содержит специальных норм об отдельных видах договоров о снабжении продукцией через присоединенную сеть, сосредоточивая свое внимание лишь на договоре энергоснабжения. Причем правила о договорах энергоснабжения, предусмотренные § 6 гл. 30 ГК, фактически рассчитаны лишь на регулирование отношений по снабжению абонентов электрической энергией. Однако они субсидиарно применяются и к остальным договорам о снабжении продукцией через присоединенную сеть (см. коммент. к ст. 548 ГК) и тем самым выступают в качестве общих положений о договорах этого типа.

2. Сфера применения норм о договорах энергоснабжения в действующем ГК является весьма узкой и не охватывает всего комплекса отношений, возникающих в процессе производства, передачи, распределения и сбыта энергии. Строго говоря, нормы ГК об энергоснабжении предназначены лишь для регулирования сбыта энергии (в узком смысле слова). Но прежде чем "сбыть" энергию абоненту через присоединенную сеть, ее необходимо произвести, передать и распределить. Особых договоров, которые опосредовали бы процессы передачи и распределения энергии (или энергоносителей) действующий ГК, к сожалению, не предусматривает. Однако необходимость их обособленного правового регулирования (наряду с договорами энергоснабжения абонентов, использующих энергию для собственного потребления) очевидна. Сегодня отношения, возникающие в связи с передачей и распределением энергии, законодательно урегулированы лишь в области электроэнергетики. Так, п. 2 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177) предписывает оформлять оказание услуг по передаче электрической энергии договорами возмездного оказания услуг, которые носят публичный характер.

Отношения по сбыту (подаче конечному потребителю) энергии, с одной стороны, и ее транзиту (передаче) и распределению - с другой, принципиально различны как с экономической, так и с юридической точки зрения. В первом случае мы имеем дело с отношениями по купле-продаже (поставке) товара особого рода - энергии. В случае же транзита энергии никаких отношений по купле-продаже не возникает. Владелец магистральных линий электропередачи, газо- или нефтепроводов не приобретает товар (энергию или энергоносители) и соответственно не становится его "собственником". Он лишь оказывает определенные услуги по транзиту и распределению энергии с помощью своей сетевой инфраструктуры. Очевидно, что такой договор тяготеет к обязательствам по оказанию услуг (выполнению работ) в широком смысле слова, но ничего общего с куплей-продажей не имеет.

3. Согласно ст. 426 ГК договор энергоснабжения является публичным. Однако возможность его заключения с тем или иным абонентом обусловлена рядом специальных требований. Во-первых, абонент должен располагать энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации и отвечающими установленным техническим требованиям (в случае снабжения электроэнергией это распределительные устройства, трансформаторы, внутридомовые и внутриквартирные электрические сети и т. п.). Во-вторых, абонент должен иметь "другое необходимое оборудование", обеспечивающее безопасность потребления энергии (напр., установки релейной защиты, предохранительные устройства и т. п.). Наконец, абонент должен обладать возможностями для обеспечения учета потребленной энергии (напр., с помощью счетчиков электрической энергии, других приборов учета активной энергии и реактивной мощности). При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий абонент не вправе требовать заключения с ним договора энергоснабжения.

В области электроэнергетики присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в общем виде регулируется п. 1 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике". Такое присоединение оформляется публичным договором, порядок заключения и существенные условия которого будут установлены Правительством РФ.

4. Внося изменения в ГК в связи с принятием ФЗ "Об электроэнергетике" (дополнив коммент. ст. п. 4), законодатель неоправданно резко сузил сферу применения положений ГК об электроснабжении. До 1 апреля 2003 г. приоритет среди правил, регулировавших отношения по энергоснабжению, имели нормы § 6 гл. 30 ГК (в силу п. 3 коммент. ст.), тода как специальные нормативные акты об энергоснабжении действовали лишь в части, не противоречащей ГК. На деле это верховенство ГК имело существенное значение лишь для договоров снабжения электрической энергией, поскольку для всех других видов энергоснабжения ст. 548 ГК предусматривает особую иерархию правовых норм.

С появлением в коммент. ст. п. 4 ситуация кардинально изменилась. Теперь правила ГК об энергоснабжении применяются лишь постольку, поскольку законами и иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом, законодатель фактически распространил правовой режим, предусмотренный ст. 548 ГК для договоров теплоснабжения и снабжения энергоносителями, и на договоры снабжения электроэнергией. В связи с этим существование в коммен. ст. п. 3 потеряло всякий смысл, а роль правил об энергоснабжении в ГК сведена к восполнению пробелов в специальных нормативных актах. Вряд ли это соответствует значению ГК как фундаментального акта гражданского законодательства.

Таким образом, первое место в иерархии норм, регулирующих отношения по снабжению электрической энергией, заняли ФЗ "Об электроэнергетике" и "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316; 2003. N 13. Ст. 1180). Последний будет действовать лишь до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (не ранее 1 июля 2005 г.). В части, не противоречащей указанным актам, продолжают действовать постановление Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1431), Правила предоставления услуг по передаче электрической энергии, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 11 сентября 1998 г. N 36/3, а также Правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099 (СЗ РФ. 1994. N 26. Ст. 2795).

Важную роль в регулировании снабжения электрической энергией призваны сыграть постановления Правительства РФ, которые планируется принять в течение ближайших 2-3 лет. Ими, в частности, будут утверждены Правила оптового рынка электрической энергии, Основные положения функционирования оптового рынка и Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка, а также Правила оказания этих услуг (ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике". Правительство РФ намерено, кроме того, утвердить Правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках, а также примерные договоры поставки электрической энергии, которые, вопреки своему названию, возможно, получат статус типовых договоров (п. 4 ст. 426 ГК).

Наконец, если в течение переходного периода реформирования электроэнергетики законодатель не пересмотрит своего отношения к ГК, правила § 6 гл. 30 ГК будут субсидиарно применяться лишь для восполнения пробелов в специальных нормативных актах об энергоснабжении.

Иерархия норм, регулирующих снабжение абонента не электрической, а иной энергией (напр., тепловой) энергоносителями (веществами, выделяющими энергию в процессе использования) или иными продуктами с помощью присоединенной сети, определяется не коммент. ст., а ст. 548 ГК.

5. ФЗ "Об электроэнергетике" и Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3032), предполагают радикальное изменение всей системы правовых отношений, опосредующих производство, транзит и потребление электрической энергии.

В упрощенном виде система соответствующих договоров может быть представлена следующим образом:

генерирующие компании, как созданные на базе электростанций РАО "ЕЭС России" и Минатома России, так и принадлежащие региональным энергетическим компаниям, поставляют на федеральный оптовый рынок вырабатываемую ими электрическую энергию. Торговая система, обслуживающая федеральный оптовый рынок, по многим признакам будет напоминать товарную биржу (возможность заключения форвардных и фьючерсных контрактов, хеджирование рисков и т. п.);

покупатели, действующие на федеральном оптовом рынке (прежде всего региональные энергетические компании и наиболее крупные промышленные потребители), приобретают у генерирующих компаний электроэнергию на основе договоров купли-продажи (поставки). Указанные договоры, видимо, будут отличаться значительной спецификой, приближающей их к режиму биржевых сделок;

региональные энергетические компании (акционерные общества энергетики и электрификации) реализуют приобретенную энергию на соответствующих региональных розничных рынках электроэнергии. При этом компании, имеющие статус "гарантирующих поставщиков", обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним потребителем в закрепленной за ними зоне;

фактическая передача электроэнергии потребителю осуществляется с помощью магистральных и иных линий электропередачи, принадлежащих федеральной и региональным сетевым компаниям. Однако в непосредственные правовые отношения с указанными сетевыми компаниями потребитель не вступает. С правовой точки зрения гарантирующий поставщик исполняет заключенный с потребителем договор энергоснабжения путем частичного возложения своих обязанностей на сетевую компанию (компании). Для этого гарантирующий поставщик должен заключить с сетевой компанией общий договор на передачу и распределение энергии и оплатить транзит энергии по установленным тарифам (фактически из сумм, полученных от конечного потребителя). Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике").

Таким образом, система договоров, опосредующих функционирование федерального оптового и розничных рынков электроэнергии, будет представлена договорами купли-продажи и поставки энергии на оптовом и розничном рынках, договорами энергоснабжения потребителей и договорами на передачу и распределение (транзит) энергии сетевыми операторами. Наряду с ними подчиненную роль будут играть договоры оказания услуг между генерирующими компаниями и системным оператором, осуществляющим диспетчерское управление режимом работы Единой энергосистемы России.

Трудно сказать, какое место займет договор энергоснабжения, регулируемый § 6 гл. 30 ГК, в ряду договоров купли-продажи и поставки электрической энергии, предусмотренных ФЗ "Об электроэнергетике". Ясность в этом вопросе появится лишь с принятием Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, которые будут предусматривать правила заключения и исполнения договоров между потребителями электрической энергии и гарантирующими поставщиками, а также определят существенные условия указанных договоров (п. 3 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике").