Статья 534. Отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

В случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Если отказ государственного или муниципального заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

§ 5. Контрактация

Комментарии к статье
1. Отказ государственного заказчика от товаров, являющихся предметом государственного контракта, дает поставщику право взыскать с госзаказчика причиненные этим убытки в полном объеме. Хотя коммент. ст. и говорит о "праве" государственного заказчика полностью или частично отказаться от товаров "в случаях, предусмотренных законом", такой отказ во всех случаях будет неправомерным.

2. Также государственный заказчик (а не поставщик!) возмещает убытки покупателю, которые тот понес в связи с расторжением или изменением договора поставки вследствие отказа госзаказчика от товаров по государственному контракту. Это вполне обоснованно, поскольку расторжение (изменение) договора поставщиком в таких случаях является вынужденным и обусловлено расторжением (изменением) соответствующего госконтракта. Законодатель просто исключает из цепочки ответственности поставщика. В отсутствие специального правила коммент. ст., поставщику, причинившему убытки покупателю, пришлось бы затем взыскивать их с государственного заказчика.

3. Судьба законного поручительства, предусмотренного абз. 2 ст. 532 ГК, при полном отказе государственного заказчика от товаров неясна. С одной стороны, в указанном случае поставщику предоставлено право отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд. А вся ответственность за это перед покупателем ложится на государственного заказчика (абз. 2 коммент. ст.). Продолжая исполнять договор поставки товаров для государственных нужд, поставщик фактически освобождает госзаказчика от ответственности перед покупателем. Сохранение в этой ситуации отношений поручительства между госзаказчиком и поставщиком было бы нелогичным.

Но, с другой стороны, ст. 367 ГК формально не предусматривает такого основания прекращения поручительства, как одностороннее расторжение договора (т. е. государственного контракта) между поручителем и кредитором, тем более, что отношения поручительства возникают независимо от условий этого соглашения. Отсюда, более обоснованным представляется вывод о сохранении обязательств поручителя, лежащих на госзаказчике перед поставщиком в отношении оплаты товаров покупателем, и после расторжения государственного контракта.