Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

1. Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (пункт 2 статьи 527), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

2. В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, не возмещаются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

3. При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров для государственных нужд строится по общей модели договорной ответственности предпринимателей, т. е. на началах риска.

Государственный заказчик - орган государственного управления - также отвечает на началах риска. Ведь государственный контракт тесно связан с договором поставки, а ответственность поставщика всегда наступает независимо от его вины. Убытки покупателя могут возникнуть по причинам, за которые поставщик не отвечает, напр. вследствие действий государственного заказчика. Тогда ограничение ответственности государственного заказчика случаями виновного причинения вреда повлекло бы для поставщика тяжелые последствия. Отвечая перед покупателем за чужие действия, он часто был бы лишен возможности взыскать свои убытки с причинителя вреда.

Коммент. ст. предусматривает особый случай ответственности государственного заказчика, которая наступает, если поставщик вследствие исполнения им государственного контракта понес убытки (т. е. нарушено условие о безубыточности госконтракта для поставщика - п. 2 ст. 527 ГК). Это возможно, напр., когда цена контракта не покрывает всех производственных издержек поставщика. В этом случае государственный заказчик обязан возместить указанные убытки в течение 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении государственным заказчиком указанных убытков в установленный срок поставщик имеет право отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать, помимо этого, возмещения убытков, связанных с его расторжением. В действительности, отказ поставщика от исполнения государственного контракта чрезвычайно затруднителен. Ведь обязанность возмещения поставщику убытков от исполнения госконтракта обычно возникает после передачи покупателю или получателю всех товаров, предусмотренных госконтрактом. Отказ от исполнения договора после того, как исполнение произведено, абсурден.

Таким образом, правило п. 2 коммент. ст. имеет смысл лишь в тех редких случаях, когда по условиям госконтракта государственный заказчик обязался возместить поставщику убытки до момента полной передачи всех товаров.

2. В рассмотренном выше случае поставщик также вправе отказаться и от заключенного на основе госконтракта договора поставки товаров для государственных нужд. Убытки, которые понесет в результате этого покупатель по договору поставки, также должны быть возмещены государственным заказчиком.

Из правила, предусмотренного п. 3 коммент. ст., следует практически важный вывод. Коль скоро расторжение государственного контракта (или просрочка выдачи извещения о прикреплении) не влечет автоматического прекращения договора поставки, государственный контракт (равно как и извещение о прикреплении) не входит в сложный юридический состав, лежащий в основе обязательства по поставке товаров. Это обязательство имеет своим единственным основанием только договор поставки.