Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Комментарии к статье
1. В коммент. ст. предпринята попытка раскрыть содержание государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. В то же время его юридическая природа далеко не очевидна. Начнем с того, что такие контракты заключаются не только в сфере поставки, но и при выполнении подрядных строительных работ, а также проектных и изыскательских работ. По смыслу нормативных актов о государственных нуждах госконтракты могут совершаться и в сфере энергоснабжения, перевозок, при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездного оказания услуг и др. В сущности, государственный контракт является особым типом гражданско-правового договора, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами. Поэтому его следовало бы урегулировать в части первой ГК в качестве контракта на обеспечение государственных нужд независимо от характера этих нужд, равно как и независимо от того, в какой сфере хозяйственной деятельности он подлежит заключению.

2. Как и любой договор купли-продажи, государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд является консенсуальным, возмездным и взаимным.

В роли поставщика в государственном контракте обычно выступает коммерческая организация (в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие либо казенное предприятие) или индивидуальный предприниматель. Другую сторону государственного контракта - государственного заказчика - закон не называет покупателем. Это не случайно, поскольку во многих случаях товары передаются не самому заказчику, а указанному им лицу, которое и является собственно покупателем.

Государственными заказчиками могут выступать утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, казенные предприятия или государственные учреждения (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона о поставках). Часто в роли государственных заказчиков выступают и негосударственные коммерческие организации: федеральная контрактная корпорация "Росконтракт" (по закупке товаров общепромышленного применения и народного потребления), федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" (по закупке зерна и хлебопродуктов) и др. При поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд функции государственного заказчика могут выполнять и некоторые некоммерческие организации (напр., потребительские кооперативы).

Но и в тех случаях, когда стороной государственного контракта в лице своих федеральных органов исполнительной власти выступает само государство, оно выступает как особое частное лицо, равноправное с другими участниками договора.

3. Предметом государственного контракта могут быть любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательской деятельности. Как правило, это вещи, определяемые родовыми признаками, т. е. товары массового, серийного производства. Закупка по госконтрактам товаров иностранного производства не допускается, кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России невозможно или экономически нецелесообразно. Приобретение недвижимого имущества, предназначенного для государственных нужд, производится на основе договора продажи недвижимости, а не договора поставки.

Срок наряду с предметом является существенным условием любого договора поставки. Таково его значение и в государственном контракте на поставку товаров для госнужд.

4. Понимание государственного контракта БК существенно отличается от его трактовки гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 71 и 72 БК все закупки товаров любыми бюджетными учреждениями на сумму свыше 2000 МРОТ должны осуществляться исключительно на основе заключаемых ими государственных (или муниципальных) контрактов. По логике БК в данном случае сторона госконтракта - бюджетное учреждение - может и не иметь статуса государственного заказчика, утвержденного Правительством РФ. Поскольку это противоречие касается вопросов оформления договорных отношений между юридически равноправными субъектами, т. е. лежит в сфере гражданско-правового регулирования, оно должно разрешаться в пользу ГК и специальных законов, регулирующих поставки для государственных нужд. Иными словами, и в этих случаях, чтобы выступать в госконтракте в качестве стороны, бюджетное учреждение должно иметь статус государственного заказчика.