Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

3. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

4. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Комментарии к статье
1. Коммент. ст. определяет содержание и последствия неисполнения так называемой информационной обязанности продавца. Эта обязанность существует еще до момента заключения соответствующего договора и вытекает из публичного характера розничной купли-продажи. Обязательство по информированию покупателя не является договорным, но к числу традиционно понимаемых внедоговорных обязательств оно также не относится. С точки зрения классификации юридических фактов оно возникает в силу "иных действий граждан и юридических лиц" (подп. 8 п. 1 ст. 8 ГК) и условно может быть названо преддоговорным.

Информация, предоставляемая покупателю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью, чтобы "обеспечить ему возможность компетентного выбора" товара (п. 22 постановления Пленума ВС РФ N 7), и быть сообщена покупателю в наглядной и доступной форме на русском языке. Состав информации определяется п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей и обычно включает: обозначения стандартов, которым должны соответствовать товары; сведения об их основных потребительских свойствах; цену и условия приобретения товаров; гарантийный срок (если он установлен), а также срок службы или годности; правила пользования товарами; информацию о сертификации товаров и правилах их продажи. Кроме того, покупателю должна быть предоставлена информация о самом продавце и изготовителе товара (ст. 9 Закона о защите прав потребителей).

2. Корреспондирующее информационной обязанности продавца право покупателя возникает в момент, когда он выразил намерение приобрести тот или иной товар. При этом покупатель до заключения договора может осмотреть товар и (или) потребовать проверки его свойств или демонстрации использования, что также охватывается обязанностью продавца информировать покупателя о товаре.

3. Неисполнение продавцом информационной обязанности п. 3 коммент. ст. рассматривает как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, что дает покупателю право требовать возмещения убытков. Если договор все-таки был заключен, несмотря на отсутствие у покупателя необходимой информации о товаре, он вправе в пределах разумного срока расторгнуть его и, возвратив купленный товар, взыскать с продавца убытки.

4. По общему правилу продавец отвечает лишь за недостатки товара, возникшие до момента передачи товара покупателю либо, хотя и после передачи товара, но по причинам, возникшим до указанного момента (п. 1 ст. 476 ГК). Однако п. 4 коммент. ст. предусматривает важное исключение из этого правила. Если продавец не предоставил покупателю необходимую информацию о товаре, в результате чего в нем после его передачи покупателю возникли недостатки (из-за неправильной эксплуатации, хранения товара и т. п.), ответственность за них несет продавец. В этой ситуации покупатель вправе воспользоваться любой из возможностей, предусмотренных п. 1 ст. 503 ГК для случаев продажи товара ненадлежащего качества.