Статья 494. Публичная оферта товара

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Комментарии к статье
1. Оферентом в договоре розничной купли-продажи, как правило, выступает продавец, а сама оферта в большинстве случаев является публичной. Однако ничто не препятствует и покупателю выступить с предложением заключить договор или принять предложение продавца, добавив в него ряд случайных условий (встречная оферта). Да и продавец в принципе может обратиться с офертой к конкретному лицу. Поэтому распространенное в литературе мнение о том, что договор розничной купли-продажи заключается только на основе публичной оферты, чересчур категорично (см. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. С. 54).

Публичная оферта - это содержащее все существенные условия предложение о заключении договора, обращенное к неопределенному кругу лиц (к любому и каждому). Это понятие публичной оферты, содержащееся в ст. 437 ГК, доктрина дополняет еще одним важным признаком. Публичной офертой может считаться только такое предложение о заключении договора, которое в каждый конкретный момент времени может быть акцептовано лишь одним лицом. Типичный пример публичной оферты - продажа товаров (газет, напитков) через автоматы. В случае публичной оферты покупатель может судить о ее существовании по фактическим обстоятельствам дела. Так, если автомат включен и снабжен товаром, значит, налицо оферта, которую покупатель может акцептовать. Если же товар закончился или у автомата образовалась очередь, то оферта временно снята и покупателю придется подождать ее возобновления. По этой причине п. 1 ст. 437 ГК по общему правилу рассматривает рекламу и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, лишь как приглашение делать оферты (вызов на оферту).

2. Однако применительно к договору розничной купли-продажи законодатель отступает от указанного общего правила. Согласно п. 1 коммент. ст. реклама, предложение товаров в каталогах, описаниях и другими способами, обращенными к неопределенному кругу лиц, признаются публичной офертой, если они содержат все существенные условия договора. Таким образом, в сфере розничной торговли публичной офертой считается и такое предложение о заключении договора, которое одновременно может быть акцептовано неопределенно большим числом лиц. Весьма вероятно, что на одну и ту же публичную оферту откликнется столько покупателей, что количество их акцептов (а следовательно, и заключенных договоров) превысит количество имеющегося у оферента товара. В этом случае оферент физически не сможет исполнить множество заключенных им сделок и неизбежно понесет потери, связанные с возмещением убытков покупателям.

Как видим, подход законодателя к определению публичной оферты в розничной купле-продаже неудачен. Это тем более удивительно, что во всех остальных договорах Особенной части ГК публичная оферта какой-либо специфики не имеет. Поэтому, скажем, телевизионная реклама работ по восстановлению эмалевого покрытия ванны (договор бытового подряда) является лишь вызовом на оферту, тогда как реклама самой нитроэмали (розничная купля-продажа) - публичной офертой. Столь серьезные различия не обусловлены никакими особенностями розничной купли-продажи и потому неоправданны.

3. Демонстрация товаров или предоставление сведений о них (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте продажи (на прилавках, в витринах) признается по общему правилу публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора (п. 2 коммент. ст.). Здесь мы сталкиваемся с юридической фикцией: все существенные условия розничной купли-продажи считаются согласованными сторонами, если информация о товаре предоставлена покупателю в торговом зале. Необходимость этой фикции сомнительна. Ведь договор розничной купли-продажи, как правило, считается заключенным в момент оплаты товара. Как же покупатель может оплатить товар, т. е. заключить договор, не зная цены? Видимо, ему придется дополнительно справиться о цене покупки у продавца. Но тогда оферта продавца будет включать в себя и цену товара.

Кроме того, если цену продаваемых товаров обычно легко можно установить, то другие существенные условия (напр., срок и порядок оплаты товара в рассрочку) определить гораздо сложнее. Таким образом, правила п. 2 коммент. ст. порождают значительную неопределенность во взаимоотношениях сторон договора розничной купли-продажи.