Статья 476. Недостатки товара, за которые отвечает продавец

1. Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

2. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Комментарии к статье
1. По общему правилу продавец отвечает только за такие недостатки товара, которые возникли до момента его передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента. Но распределение между сторонами бремени доказывания этого факта зависит от наличия договорной гарантии качества на товар. В отсутствие такой гарантии качества (либо если срок ее действия истек) покупатель обязан доказывать, что недостатки возникли еще до момента передачи ему товара (или по причинам, возникшим до этого момента).

2. Если на товар установлена договорная гарантия качества, покупатель освобождается от бремени доказывания причин возникновения недостатков товара. В этом случае вступает в силу презумпция, согласно которой продавец считается ответственным за все недостатки, обнаруженные в товаре в пределах гарантийного срока. Поэтому для освобождения от ответственности продавец вынужден доказывать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю (вследствие нарушения покупателем правил использования или хранения товара, действий третьих лиц либо непреодолимой силы).

По смыслу п. 2 коммент. ст. в пределах срока действия договорной гарантии качества на товар продавец отвечает и за случайно возникшие недостатки товара (т. е. без вины). Это правило действует и в тех случаях, когда продавцом по договору выступает гражданин или некоммерческая организация, ответственность которых обычно строится на началах вины.