Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарии к статье
1. Коммент. ст. определяет лишь некоторые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим, касающиеся, в частности, вопросов управления его имуществом и расчетов с лицами, с которыми гражданин, признанный безвестно отсутствующим, связан обязательственными правоотношениями.

2. После вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим орган опеки и попечительства должен установить, какое имущество, принадлежащее безвестно отсутствующему, требует постоянного управления, и заключить с определенным лицом договор доверительного управления этим имуществом. Аналогичная норма содержится в ст. 279 ГПК.

3. Вопросы доверительного управления имуществом в целом регулируются гл. 53 ГК. Доверительному управлению имуществом по основаниям, предусмотренным законом (к которым относятся и случаи управления имуществом безвестно отсутствующего), посвящена ст. 1026 ГК.

В отличие от так называемого коммерческого доверительного управления имуществом, когда основной целью доверительного управляющего является извлечение максимальной выгоды в процессе осуществления своей деятельности по управлению, при доверительном управлении имуществом безвестно отсутствующего основной целью является сохранение данного имущества в надлежащем состоянии, а также исполнение за счет этого имущества обязательств безвестно отсутствующего лица.

4. Из имущества, переданного в доверительное управление, выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать. К таким гражданам относятся лица, имеющие в соответствии с СК право на получение алиментов (несовершеннолетние дети, совершеннолетние дети и родители при условии их нетрудоспособности и нуждаемости, а также, при наличии определенных условий, супруги, бывшие супруги, братья, сестры, бабушки, дедушки, отчим, мачеха и фактические воспитатели (разд. V СК)). Однако решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не может подменить установленных законом оснований для взыскания алиментов: нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (гл. 16 СК) либо решения суда об их взыскании.

Таким образом, для того чтобы получить содержание из имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, управомоченному лицу (либо его законному представителю) необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов в твердой денежной сумме. Ответчиком по такому иску будет выступать гражданин, признанный безвестно отсутствующим. В случае отсутствия у ответчика, место жительства которого неизвестно, представителя, суд в соответствии со ст. 50 ГПК назначает такому ответчику в качестве представителя адвоката.

При учреждении доверительного управления в отношении имущества лица, признанного безвестно отсутствующим, в качестве представителя по делам, в котором должен участвовать гражданин, признанный безвестно отсутствующим, выступает доверительный управляющий его имуществом (п. 2 ст. 52 ГПК).

Из имущества, принадлежащего гражданину, признанному безвестно отсутствующим, погашается задолженность и по иным его обязательствам (возникшим как из договоров, так и из деликтов). Однако справедливости ради надо отметить, что все кредиторы безвестно отсутствующего лица (включая тех, кто имеет право на взыскание алиментов) могут получить удовлетворение своих требований и без вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. Для этого им необходимо заявить соответствующие требования в суд.

5. Буквальное толкование положений п. 1 коммент. ст. приводит к выводу, что кредиторы безвестно отсутствующего могут удовлетворить свои требования из принадлежащего ему имущества только при условии передачи этого имущества в доверительное управление. Однако подобный подход лишен всякого смысла, поэтому следует признать формулировку положений п. 1 неудачной и толковать соответствующие нормы распространительно, а не буквально. Таким образом, кредиторы безвестно отсутствующего могут получить удовлетворение своих требований не только из имущества, переданного в доверительное управление, а из любого имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему (за исключением того имущества, которое забронировано от взысканий - см. ст. 24 ГК).

6. В соответствии с п. 2 коммент. ст. органу опеки и попечительства предоставлено право назначить доверительного управляющего и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Данный пункт является исключением из общего правила, следовательно, его применение должно иметь серьезные основания (в частности, когда имущество требует особого внимания и отсутствие управления им может привести к серьезным нарушениям имущественных прав безвестно отсутствующего лица и лиц, связанных с ним обязательственными правоотношениями). Аналогичное положение содержится и в п. 2 ст. 278 ГПК.

Используемая законодателем формулировка "назначение доверительного управляющего" является неудачной, ибо и в этом случае речь должна идти о заключении с доверительным управляющим договора доверительного управления.

7. Законом могут быть предусмотрены и иные последствия признания лица безвестно отсутствующим.

В частности, в соответствии со ст. 188 ГК в случае признания безвестно отсутствующим гражданина, выдавшего доверенность, или гражданина, которому выдана доверенность, она прекращает свое действие. Одним из оснований прекращения договора доверительного управления имуществом является признание гражданина, являющегося доверительным управляющим, безвестно отсутствующим (ст. 1024 ГК). Признание одного из супругов безвестно отсутствующим предоставляет второму супругу право расторгнуть брак в упрощенном порядке (ст. 19 СК).

В соответствии со ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4920; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 1. Ст. 13; N 48. Ст. 4587) семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Таким образом, при признании лица безвестно отсутствующим лица, перечисленные в ст. 9 указанного Закона, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Подобное решение законодателя, направленное на защиту прав членов семьи безвестно отсутствующего, в то же время лишено логики. Получается, что в случае признания гражданина безвестно отсутствующим определенные категории граждан могут одновременно претендовать как на получение алиментов (в соответствии с СК), так и на получение пенсии по потере кормильца (в соответствии с ФЗ о трудовых пенсиях). В случае объявления гражданина умершим лица, получавшие алименты, утрачивают право на их получение и сохраняют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. В случае же возвращения лица, признанного безвестно отсутствующим, и отмены соответствующего судебного решения лица, получавшие пенсию по случаю потери кормильца, утрачивают право на ее получение, но сохраняют право на получение алиментов. Отсюда следует, что признание лица безвестно отсутствующим предоставляет определенным категориям граждан (а именно - членам его семьи) возможность претендовать на получение двойного обеспечения.