Статья 424. Цена

1. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ)

2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

3. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Комментарии к статье
1. Одним из элементов принципа свободы договора является свобода определения его содержания. Содержание договора составляют условия, на которых достигнуто соглашение. Одним из таких условий служит условие о цене. Поэтому стороны по общему правилу свободны в определении цены. Пункт 1 коммент. ст. призван гарантировать эту свободу - исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Однако в ряде случаев правило о свободе определения цены терпит исключения. В этих случаях цены на товары, работы или услуги устанавливаются или регулируются уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с абз. 2 п. 1 коммент. ст. случаи эти должны быть предусмотрены законом. На сегодняшний день основным нормативным актом, разграничивающим полномочия государственных органов по регулированию цен, служит постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с послед. изм. // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997). Им утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют: а) Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, б) органы исполнительной власти субъектов РФ, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. На основании указанного постановления уполномоченные органы вправе устанавливать конкретные, строго определенные цены (тарифы) на соответствующие товары (работы, услуги) либо в установленном порядке влиять на механизм ценообразования. Так, устанавливаемые цены на услуги почтовой связи введены приказом Минсвязи РФ от 31 августа 2000 г. N 150 (с изм. и доп. от 28 сентября 2000 г.) "О введении новых тарифов на пересылку международных почтовых отправлений и услуги почтовой связи".

Примером регулируемых цен служат цены на лекарственные средства, определяемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (СЗ РФ. 2001. N 47. Ст. 4448), устанавливающим два механизма регулирования процесса ценообразования. Во-первых, вводится регистрация предельных отпускных цен отечественных и иностранных производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Регистрация осуществляется в государственном реестре. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств утв. распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. N 357-р (РГ. 2003. N 55). Во-вторых, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства.

2. Закон исходит из того, что установленная договором цена не подлежит пересмотру. Изменение цены есть не что иное, как изменение договора, а это допускается либо по соглашению сторон, либо по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных законом (ст. 450 ГК). Поэтому в п. 2 коммент. ст. содержится указание на то, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (например, право подрядчика требовать увеличения установленной цены предусмотрено п. 6 ст. 709 ГК).

Данная норма напрямую перекликается с принципом номинализма. Его сущность состоит в том, что "содержание обязательства, сумма которого исчислена в денежной единице, лежащей в основании денежной системы данной страны, подчинено всем возможным изменениям в этой единице, так что номинальная сумма остается неизменной, невзирая на эти изменения" (об этом подр. см.: Лунц Л. А. Денежное обязательство в гражданском и коллизионном праве капиталистических стран. М., 1948. С. 54). Изменение покупательной силы денег не влияет на содержание денежного обязательства. Поэтому сторона не вправе требовать изменения цены, ссылаясь на инфляцию, обесценивание валюты и другие неблагоприятные экономические факторы, если возможность такого изменения прямо не предусмотрена законом или договором.

Так, предъявляя требование об оплате выполненных в конце 1993-1994 гг. работ, истец потребовал определить задолженность ответчика с учетом цен, действующих на момент вынесения решения. Отменив вынесенные по данному делу судебные акты, Президиум ВАС отметил, что, взыскивая задолженность с учетом индексации, суд, по существу, применил имущественную санкцию, которая не предусмотрена действующим законодательством или договором (постановление Президиума ВАС от 29 декабря 1998 г. N 2266/98).

3. Пункт 2 коммент. ст. открывает возможность использования в договорах так называемых "гарантийных валютных оговорок", призванных стабилизировать ценностное содержание денежного обязательства. Так, сумма долга может быть исчислена в иностранной валюте, условных денежных единицах, на базе рыночной (биржевой) цены какого-либо товара и т. д. С изменением соответствующих показателей договорная цена автоматически корректируется.

4. Закон по общему правилу не относит условие о цене к категории существенных. Об этом свидетельствует п. 3 коммент. ст. При отсутствии в возмездном договоре условия о цене исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. При этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной (п. 54 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8). Речь идет в первую очередь о товарах (работах, услугах), в отношении которых существует рыночная или биржевая цена, определение которой не вызывает особых сложностей. Но возможны ситуации, когда сравнимые обстоятельства просто отсутствуют либо отсутствуют аналогичные товары, работы или услуги. Например, если предметом договора выступает произведение искусства, уникальное или единственное в своем роде, или услуги, оказание которых связано с исключительными качествами личности исполнителя. В указанных случаях цена не может определяться в порядке п. 3 коммент. ст., и договор при отсутствии в нем условия о цене следует считать незаключенным.

5. В некоторых случаях условие о цене признается существенным. Такое возможно в силу прямого указания в законе, когда стороны под угрозой признания договора незаключенным вынуждены согласовать цену соответствующего товара (напр., п. 1 ст. 555, п. 1 ст. 654 ГК). Существенным условие о цене становится и тогда, когда оно по заявлению одной из сторон должно быть согласовано (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК). Если впоследствии будет установлено, что, несмотря на требование одной из сторон о согласовании данного условия, оно так и не было выполнено, договор признается незаключенным. На оба этих случая рассчитано разъяснение, содержащееся в п. 54 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8: при наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.