Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Комментарии к статье
1. Текст коммент. ст. являет собой пример неудачной юридической техники законодателя, поскольку при буквальном прочтении в нем оказываются смешанными понятия субъекта и объекта гражданских прав. Совершенно очевидно, что унитарные предприятия и учреждения как правосубъектные личности не могут принадлежать кому бы то ни было на праве собственности. Равным образом право хозяйственного ведения и право оперативного управления не могут принадлежать предприятию как имущественному комплексу. Само понятие "государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс" в законе не раскрыто и не корреспондирует с нормами как § 4 гл. 4, так и ст. 132 ГК. По сути же целью законодателя было установление права следования в отношении имущественных комплексов, закрепленных собственником за самостоятельными хозяйствующими субъектами на ограниченном вещном праве (см. коммент. к ст. 216 ГК).

2. По смыслу закона, а также с учетом характера изменений, внесенных в п. 1 коммент. ст. в связи с принятием Закона об унитарных предприятиях, впервые допустившим создание унитарных предприятий на праве оперативного управления на основе собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, "переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику государственного или муниципального имущества" следует понимать исключительно как перевод имущества, закрепленного за унитарным предприятием или учреждением, из фонда федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную, либо из собственности одного субъекта РФ в собственность другого или в собственность муниципального образования и т. д., т. е. во всех возможных вариантах "курсирования" государственного или муниципального имущества на различных уровнях публичной собственности. Таким образом, в случае приватизации государственного или муниципального имущества, закрепленного за предприятием, право следования не действует.

3. Поскольку закон допускает существование учреждений на основе любой из предусмотренных форм собственности, правило, закрепленное в п. 2 коммент. ст., имеет более широкую сферу потенциального применения. Право оперативного управления учреждения сохраняется за ним при любой перемене собственника имущественного комплекса, закрепленного за учреждением. При этом по смыслу закона к новому собственнику переходят права учредителя юридического лица, в том числе и в части принятия решения о ликвидации учреждения.