Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

Комментарии к статье
1. Первоначальное закрепление определенных имущественных комплексов за унитарными предприятиями и учреждениями происходит в процессе их создания в соответствии со специальным законодательством, в частности ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Ф или органами местного самоуправления. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В дальнейшем передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление уже существующих организаций осуществляется по решению собственника в лице уполномоченного органа исполнительной власти РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Порядок закрепления имущества за небюджетными учреждениями законодательно не урегулирован. Статья 20 Закона об общественных объединениях говорит лишь о том, что источники имущества общественных объединений должны быть определены в уставе объединения.

2. Судьба поступлений от имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, определяется общими правилами, установленными в законе (в частности, в ст. 136 ГК), с изъятиями, обусловленными спецификой правового положения унитарных предприятий и учреждений. Самостоятельная реализация продукции казенными предприятиями установлена ст. 297 ГК в качестве общего правила, по смыслу закона такое право тем более принадлежит унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения. В то же время положения бюджетного законодательства в качестве единственной перспективы использования любых доходов, полученных унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, устанавливают их зачисление в бюджет соответствующего уровня (см. п. 3 коммент. к ст. 298 ГК).

В соответствии с п. 2 коммент. ст. имущество, приобретаемое унитарным предприятием или учреждением по любому из предусмотренных законом оснований, поступает в их хозяйственное ведение или оперативное управление. Это правило сформулировано как императивное. Таким образом, ГК не допускает поступление какого-либо имущества в хозяйственную сферу унитарных предприятий и учреждений на ином, отличном от права хозяйственного ведения или права оперативного управления, титуле. В связи с этим представляется противоречащим ГК и не подлежащим применению положение ст. 27 Закона о высшем образовании о том, что высшему учебному заведению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

3. Общие основания прекращения права собственности в применении к праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления приобретают определенную специфику. Во-первых, отчуждение переданного в ведение или управление имущества может осуществляться только с учетом установленных законом (ст. 294-298 ГК) ограничений, а для учреждений оно и вовсе недоступно.

Во-вторых, для субъектов права оперативного управления с учетом специального характера их правоспособности представляется по общему правилу невозможным отказ от права на закрепленное за ними имущество; маловероятно также закрепление за ними собственником имущества, которое в силу закона не может им принадлежать. По смыслу закона имущество, находящееся в хозяйственном ведении и оперативном управлении, не может быть национализировано и, как правило, реквизировано.

В-третьих, прекращению права оперативного управления, выступающему в качестве санкции за ненадлежащее поведение участника гражданского оборота (ст. 240, 241 ГК), должно, как представляется, предшествовать обращение контролирующего или правоохранительного органа, выявившего нарушение, к собственнику находящегося в управлении имущества в лице соответствующего ведомства с требованием об исправлении ситуации.

В-четвертых, обращение взыскания по требованиям кредиторов финансируемого собственником учреждения по общему правилу допускается только в отношении его денежных средств.

Помимо ситуаций, перечисленных в гл. 15 ГК, право хозяйственного ведения и право оперативного управления прекращается с ликвидацией унитарного предприятия или учреждения, выступавшего его субъектом.

Специфическим основанием прекращения права на имущество в натуральном выражении, приобретенное учреждением за счет разрешенной предпринимательской деятельности и учтенное на отдельном балансе, является обращение на него взыскания по требованиям кредиторов учреждения, допускаемое сложившейся арбитражной практикой. При ликвидации учреждения по любому из оснований, предусмотренных законом, имущество, учтенное на отдельном балансе, которым учреждение не успело распорядиться, подлежит включению в состав ликвидационной массы.

То, что законодатель рассматривает в качестве основания прекращения права оперативного управления лишь правомерное изъятие собственником имущества у предприятия или учреждения, подтверждает вывод о допустимости оспаривания последними действий собственника, в том числе и в наиболее эффективной форме - посредством предъявления к нему виндикационного иска.