Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Комментарии к статье
1. Право оперативного управления учреждений характеризуется тем, что из числа правомочий его субъектов по сути исключено правомочие распоряжения. Учреждение не вправе каким-либо образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным им за счет средств, выделенных по смете, даже при наличии разрешения на это собственника, и любая сделка такого рода будет ничтожной. Расходование бюджетными учреждениями средств, выделенных им по смете, строго ограничено целями, исчерпывающим образом определенными в ст. 70 БК.

2. Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением только с учетом специального характера его правосубъектности. Поэтому сделки, направленные на извлечение учреждением прибыли, явно противоречащие целям и задачам его деятельности, могут быть квалифицированы как ничтожные.

В соответствии с п. 10 постановления Пленума ВАС N 8 доходы и приобретенное на эти доходы имущество, учитываемые на отдельном балансе учреждений, не могут быть изъяты у них по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных и муниципальных органов, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению. В то же время арбитражная практика считает возможным обращение взыскания по долгам учреждения не только на денежные средства, полученные от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности, но и на имущество в натуральном выражении, приобретенное за счет такой деятельности (см. постановление Президиума ВАС от 23 мая 2000 г. N 4940/99 (Вестник ВАС. 2000. N 8).

3. С 1 января 2002 г. в соответствии со ст. 51, 55, 60 БК доходы от использования государственного имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества; доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, в полном объеме подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня. В соответствии со ст. 42 БК доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В силу ст. 151 БК все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности должны быть отражены в смете доходов и расходов. Таким образом, для бюджетных учреждений установлен специальный порядок распоряжения доходами от использования закрепленного за ними имущества, и действие п. 2 коммент ст. распространяется лишь на общественные и иные небюджетные учреждения.

В настоящее время эти положения последовательно применяются на практике только в отношении доходов, получаемых от сдачи государственными предприятиями и бюджетными учреждениями государственного имущества в аренду - только они зачисляются подразделениями Федерального казначейства на доходные счета с последующим согласованием порядка их расходования. Тем не менее нормы БК в их действующей редакции предоставляют возможность жесткого контроля всех доходов названных организаций, извлекаемых ими при использовании государственной собственности.

4. Вопрос о квалификации права небюджетного учреждения на имущество, приобретенное за счет разрешенной предпринимательской деятельности и учтенное на отдельном балансе, должен быть решен в пользу признания такого имущества находящимся в оперативном управлении, но в его особом, предусмотренном законом варианте - не требующем согласования с собственником распоряжения таким имуществом и не допускающем его изъятие собственником в порядке п. 2 ст. 296 ГК.

Во всех же остальных аспектах право учреждения в отношении учтенного на отдельном балансе имущества сохраняет черты оперативного управления. В первую очередь это проявляется в необходимости владеть, пользоваться и распоряжаться (хотя бы и без согласия собственника) таким имуществом в соответствии со специальной правоспособностью учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. В силу этого данное право не идентично праву хозяйственного ведения.

Категорически не может быть оно квалифицировано как право собственности в силу зависимого статуса учреждения и уже упомянутой специфики его правоспособности. Квалификация же его как особого ограниченного вещного права, не предусмотренного ст. 216 ГК и сочетающего в себе черты права собственности и права оперативного управления, лишена практического смысла. Наконец, к выводу о необходимости признавать это право правом оперативного управления приводит редакция п. 2 ст. 299 ГК (см. коммент.).