Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

Комментарии к статье
1. В соответствии со ст. 2 ГК самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, является деятельностью предпринимательской. Физические лица, занимающиеся такого рода деятельностью, должны иметь статус индивидуального предпринимателя.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; N 33. Ст. 3222; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667) с 1 января 2004 г. государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляет Министерство РФ по налогам и сборам. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей регулируется Законом о регистрации юридических лиц (гл. VII.1 Закона).

2. Предприниматель, так же как и коммерческие организации, вправе осуществлять любые виды деятельности. Однако для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии. Виды деятельности, подлежащей лицензированию, определены в Законе о лицензировании. Кроме того, ряд областей вообще недоступен для деятельности индивидуальных предпринимателей и разрешен только для юридических лиц (например, банковская деятельность).

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Так, в отличие от коммерческих организаций, которые отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом без исключений, ст. 446 ГПК устанавливает перечень имущества, принадлежащего гражданину, в том числе и гражданину-предпринимателю, которое забронировано от взыскания (см. ст. 24 ГК и коммент. к ней).

3. Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, не имея необходимого для этого статуса, он лишается права ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. При разрешении спора с участием такого лица суд вправе применить нормы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей (в частности, положения гражданского законодательства об ответственности независимо от вины). Согласно постановлению Пленума ВС и ВАС N 6/8 споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 22 ГПК подведомственны суду общей юрисдикции.

Занятие гражданином предпринимательской деятельностью без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является правонарушением и может повлечь за собой уголовную ответственность по ст. 171 УК ("Незаконное предпринимательство").

4. Поскольку занятие предпринимательской деятельностью предполагает систематическое и самостоятельное участие в гражданском обороте, получение статуса индивидуального предпринимателя по общему правилу возможно лишь по достижении совершеннолетия, т. е. с момента приобретения лицом полной дееспособности. Однако в случае приобретения полной дееспособности до достижения 18-летнего возраста (в результате вступления в брак или эмансипации), несовершеннолетний может получить статус предпринимателя по достижении 16 лет. Если же опираться на буквальный текст ст. 27 ГК ("Эмансипация"), следует признать за подростком право заниматься предпринимательской деятельностью и до достижения им 16 лет, поскольку ведение (с согласия родителей, усыновителей или попечителей) такой деятельности выступает одним из условий эмансипации.

Коллизию между определением предпринимательской деятельности как деятельности систематической и самостоятельной (и, следовательно, предполагающей наличие у лица полной дееспособности) и заложенной в норме ст. 27 ГК возможностью заниматься предпринимательской деятельностью до достижения 16-летнего возраста при наличии согласия родителей, усыновителей и попечителя разрешает Закон о государственной регистрации юридических лиц. В числе документов, необходимых для представления в регистрирующий орган, ст. 22.1 указанного Закона называет нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним). Таким образом, законодатель позволяет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью частично дееспособному лицу.

Подобный подход порождает сразу целый ряд вопросов. Во-первых, с какого возраста возможна регистрация в качестве индивидуального предпринимателя? Ни в ГК, ни в Законе о государственной регистрации юридических лиц ответа на этот вопрос не содержится. Систематическое толкование ст. 26 ГК и положений Закона о регистрации юридических лиц позволяет предположить, что регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя возможна с 14 лет, ибо именно с этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно совершать сделки (хотя бы и с письменного согласия своих законных представителей).

Во-вторых, распространяется ли согласие законных представителей, данное на ведение предпринимательской деятельности, и на другие гражданско-правовые сделки, совершенные несовершеннолетними за рамками ведения ими предпринимательской деятельности? По-видимому, ответ на этот вопрос должен быть дан отрицательный. Однако в результате складывается абсолютно нелогичная ситуация, при которой несовершеннолетний, наделенный правом совершать сделки в рамках ведения им предпринимательской деятельности, оказывается неспособным без согласия законных представителей совершить простую гражданско-правовую сделку (например, продать или обменять принадлежащий ему компьютер).

И наконец, в чем же принципиальное отличие института эмансипации, который и был призван урегулировать вопрос о возможности самостоятельного участия несовершеннолетних в гражданском обороте, от предусмотренной Законом о регистрации юридических лиц возможности вести предпринимательскую деятельность с письменного согласия законных представителей, а также зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (оставаясь при этом частично дееспособным)? По сути, законодатель предложил решать вопрос о возможности участия несовершеннолетних в предпринимательской деятельности двумя разными способами, один из которых предполагает ведение такой деятельности полностью дееспособным лицом (в случае если несовершеннолетний до регистрации в качестве предпринимателя пройдет процедуру эмансипации), второй - ведение предпринимательской деятельности частично дееспособным лицом. Учитывая, что имущественную ответственность по совершенным им сделкам несовершеннолетние от 14 до 18 лет несут самостоятельно, независимо от того, являются они полностью дееспособными или нет, грань между правовым статусом полностью дееспособного и частично дееспособного предпринимателя практически стирается.

5. В особом порядке приобретает статус индивидуального предпринимателя глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии со ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. В соглашении о создании фермерского хозяйства должны содержаться сведения и признании главой этого хозяйства одного из его членов. С момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава приобретает статус индивидуального предпринимателя. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств, так же как и регистрацию индивидуальных предпринимателей, осуществляет Министерство РФ по налогам и сборам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 438 и 439" (СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238) государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (т. е. в порядке, установленном Законом о регистрации юридических лиц).