Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Комментарии к статье
. ГК регулирует отношения, связанные с приватизацией, в "рамочном" порядке, устанавливая общую возможность передачи государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц и отсылая правоприменителей к специальному законодательству. Основными нормативными правовыми актами, регулирующим порядок и условия приватизации государственного и муниципального имущества в РФ, являются Закон о приватизации и Закон о приватизации жилищного фонда. Установленный специальными законами порядок приобретения и прекращения права собственности при приватизации подлежит приоритетному применению по сравнению с нормами ГК. Так, в силу ст. 9_1 Закона о приватизации жилищного фонда органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принимать в государственную (муниципальную) собственность жилые помещения, ранее приватизированные гражданами, по желанию последних, если эти жилые помещения являются для граждан единственным местом постоянного проживания.

Закон о приватизации, в свою очередь, определяет круг правоотношений, на которые его действие не распространяется.

В особом порядке осуществляется приватизация отдельных отраслей хозяйства. Так, на основании ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27 февраля 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805) и распоряжения Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 882-р (СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. II). Ст. 2851) осуществляется создание единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте - ОАО "РЖД". Приватизация предприятий электроэнергетики осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" (Ведомости РФ. 1992. N 35. Ст. 2002) и ряда других подзаконных нормативных актов.

Перечень объектов, не подлежащих приватизации, определен в Указах Президента РФ от 24 декабря 1993 г. "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (Собрание актов РФ. 1994. N 1) и от 22 июля 1994 г. "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478). К ним, в частности, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ; движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения; предприятия, организации и имущество наиболее значимых в государственных интересах отраслей хозяйства, а также отраслей, связанных с производством и использованием имущества, ограниченного в гражданском обороте, или информацией, составляющей государственную тайну; стационарные объекты социального обслуживания и иные наиболее важные для достижения общегосударственных целей объекты.

. Правительством РФ ежегодно должны составляться и утверждаться прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на очередной год. Правительство РФ вправе наделять полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества специализированный федеральный орган. Таким органом является Российский фонд федерального имущества, действующий на основании устава, утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5229).

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления соответственно. В частности, ими устанавливаются порядок планирования приватизации государственного и муниципального имущества и порядок принятия решений об условиях его приватизации.

Способами приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации могут, в частности, выступать преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, конкурсе и путем публичного предложения, внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления и на специализированном аукционе. Выбор способа приватизации определяется особенностями приватизируемого имущества.

Законом о приватизации определены особенности отчуждения и приватизации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, земельных участков, объектов культурного наследия, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

. Законодательство о приватизации предусматривает наделение Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ определенными полномочиями по влиянию на финансово-хозяйственную политику коммерческих организаций, деятельность которых имеет значение для обеспечения безопасности государства и иных общенациональных интересов, посредством закрепления за ними так называемых "золотых акций".