Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Комментарии к статье
1. Право государственной собственности осуществляется уполномоченными на то государственными органами от имени государственной власти и в общегосударственных интересах. Видами государственной собственности являются федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Федеративное устройство российского государства регламентировано гл. 3 Конституции РФ; перечень субъектов Федерации приведен в ст. 65 Конституции РФ.

Объектами государственной собственности выступают, во-первых, имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, и, во-вторых, имущество государственной казны.

2. В п. 2 коммент. ст. закреплен принцип презумпции государственной собственности на природные ресурсы. Из фонда государственного имущества исключены только те природоресурсные объекты, которые имеют иного собственника в лице гражданина, организации или муниципального образования. Последовательное применение этого принципа практически исключает возможность приобретения права собственности по давности владения на земельные участки, поскольку последние в силу п. 2 коммент. ст. не признаются бесхозяйным имуществом.

3. Федеральным органом, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности РФ, является Правительство РФ. Основная часть этих полномочий была делегирована Правительством РФ Министерству имущественных отношений РФ (Минимуществу России), действовавшему на основании положения, утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. N 377 (СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2178). Минимущество России, в частности, осуществляло от имени РФ в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом; закрепляло федеральное имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и казенных предприятий; давало в установленном порядке согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог и внесение в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы хозяйственных обществ и товариществ недвижимого имущества, принадлежащего указанным предприятиям на праве хозяйственного ведения, а также на распоряжение указанным имуществом иным способом; производило в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных предприятий и учреждений; осуществляло контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, переданного в установленном порядке иным лицам. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (РГ. 2004. 11 марта) функции упраздненного Министерства имущественных отношений по управлению имуществом переданы вновь созданному Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Осуществление полномочий по управлению государственным имуществом возложено также на иные органы государственной власти. К ним, в частности, относятся Российский фонд федерального имущества, осуществляющий от имени Правительства РФ в установленном порядке продажу федерального имущества, Федеральное казначейство, управляющее доходами и расходами бюджета РФ и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, и распоряжающееся средствами, числящимися на бюджетных счетах в финансово-кредитных учреждениях, Центральный банк РФ (Банк России), наделенный полномочиями по эмиссии наличных денег и управлению золотовалютными резервами.

4. Введение государственного имущества в гражданский оборот осуществляется посредством закрепления имущественных комплексов за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, казенными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления.

Государственные предприятия - субъекты права хозяйственного ведения и оперативного управления закрепленным за ними имуществом - создаются и действуют в порядке, установленном Законом об унитарных предприятиях. Они являются коммерческими организациями и рассматриваются широким кругом участников гражданского оборота как самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие в пределах обозначенных законом правомочий. В то же время правомочие распоряжения закрепленным за такими предприятиями имуществом существенно ограничено необходимостью согласования способов его реализации с собственником (п. 2 ст. 295; ст. 297 ГК). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия.

Под казной в качестве объекта права понимаются размещенные на счетах Федерального казначейства РФ бюджетные средства, а также имущество, не закрепленное на ограниченном вещном праве за конкретными организациями (например, золотой запас и алмазный фонд РФ). Организация и осуществление учета государственной казны РФ возложены на органы Федерального казначейства.

Иногда термином "казна" обозначается не объект права государственной собственности, а государство как субъект права, участвующий в гражданских правоотношениях "напрямую" (примером такого участия может служить ответственность казны за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда).

5. Федеральный закон, устанавливающий пообъектное разграничение государственного имущества между федеральным центром и субъектами Федерации, до настоящего времени не принят. Единственным нормативным правовым актом, содержащим критерии подобного разграничения, остается постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Ведомости РФ. 1992. N 3).

К числу объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, им, в частности, отнесены объекты, составляющие основу национального богатства страны, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие других отраслей народного хозяйства России, и ряд иных объектов (например, объекты фармацевтической промышленности).

К объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в собственность субъектов Федерации, в числе прочих отнесены предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством РФ занимающими доминирующее положение на федеральном или местных рынках товаров (работ, услуг); крупнейшие предприятия народного хозяйства; предприятия атомного и энергетического машиностроения; предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций; предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства; учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта.

Таким образом, можно предположить, что при разграничении объектов государственного имущества между двумя уровнями государственного устройства законодателем будет использован критерий степени значимости имущества для общегосударственных (в частности, для обеспечения единства экономического пространства, национальной безопасности, оптимизации функционирования наиболее важных отраслей экономики) и региональных нужд.

6. Следует отметить, что для периода, последовавшего за распадом системы единого фонда государственного имущества, характерен неопределенный до конца правовой режим огромного массива государственных имуществ, так и не поделенных должным образом между федеральным центром и регионами даже в ожесточенных судебных спорах. Существенным фактором, негативно влияющим на процесс упорядочения имущественных отношений в данной сфере, является отсутствие как надлежаще оформленных инвентаризационных документов в отношении значительной части государственных имущественных объектов, так и финансовых возможностей для проведения инвентаризации в сжатые сроки.

Еще более туманными выглядят перспективы определения правовой принадлежности объектов, находившихся в советский период на балансе профсоюзных организаций, а также фактически использовавшихся партийными организациями. Основания владения этими объектами оказываются настолько запутанными, что судами часто выносятся решения, констатирующие лишь отсутствие у государства прав на спорные объекты и факт добросовестного и открытого владения этими объектами их нынешними владельцами. Не исключено, что окончательно их правовой режим будет определяться на основании правил о приобретении права собственности по давности владения.