Статья 184. Коммерческое представительство

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

1. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

2. Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон, а также в других случаях, предусмотренных законом. Если коммерческий представитель действует на организованных торгах, предполагается, поскольку не доказано иное, что представляемый согласен на одновременное представительство таким представителем другой стороны или других сторон.

3. Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

Комментарии к статье
1. Пункт 1 коммент. ст. подчеркивает прежде всего то, что коммерческим представителем может быть только предприниматель, т. е. коммерческая организация или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поскольку деятельность коммерческого представителя носит постоянный характер, по смыслу закона исключается выступление в этом качестве некоммерческих организаций, даже если им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. В целом ряде случаев коммерческие представители должны обладать лицензией на занятие соответствующим видом деятельности.

Далее, в п. 1 ст. 184 сказано, что коммерческий представитель действует постоянно и самостоятельно. Это означает, что им всегда является юридически независимое от представляемого лицо, для которого осуществление представительских функций является единственным либо одним из основных видов деятельности.

Наконец, из коммент. п. однозначно следует, что коммерческий представитель может представлять только интересы предпринимателей и лишь при заключении договоров в сфере предпринимательской деятельности. Данное указание закона резко сужает область применения коммерческого представительства, отсекая от него вовсе деятельность страховых агентов и патентных поверенных и существенно ограничивая применение правил о коммерческом представительстве на рынке ценных бумаг. Между тем многие комментаторы закона игнорируют данное положение, обоснованность которого, действительно, весьма сомнительна. Однако до тех пор, пока в п. 1 ст. 184 не будут внесены необходимые изменения, с данным ограничением необходимо считаться.

2. Пункт 2 ст. 184 указывает на главную особенность коммерческого представительства, состоящую в том, что коммерческому представителю разрешено быть одновременно представителем разных сторон сделки. Это, однако, допускается не всегда, а лишь тогда, когда обе стороны выразили на то свое согласие или это прямо разрешено законом. В любом из этих случаев коммерческий представитель не может злоупотреблять своим положением и действовать в ущерб интересам какой-либо из сторон. Закон подчеркивает это специальным указанием на то, что коммерческий представитель должен исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.

При одновременном представительстве разных сторон в сделке коммерческий представитель вправе получать вознаграждение, а также требовать компенсации понесенных издержек от каждой из сторон. При этом если иное не предусмотрено соглашением между ними, указанные расходы распределяются между сторонами сделки поровну.

3. Из п. 3 ст. 184 следует, что единственным основанием коммерческого представительства является договор. Из закона или административного акта коммерческое представительство возникнуть не может. Чаще всего коммерческое представительство основывается на договорах поручения или агентирования, которыми по своей юридической сущности являются разнообразные договоры на оказание брокерских услуг, морского агентирования и морского посредничества и т. п.

Указание коммент. п. на то, что договор должен быть заключен в письменной форме, в сущности, является излишним в связи с участием в нем предпринимателей.

В данном договоре могут быть определены полномочия представителя, что делает излишним выдачу доверенности. Если, однако, стороны не желают раскрывать перед третьими лицами содержание своих внутренних отношений, возможно наделение представителя доверенностью.

4. Поскольку при исполнении поручения коммерческому представителю становятся известными сведения о торговых сделках представляемых им лиц, на него возлагается обязанность сохранять их в тайне, в том числе и после исполнения данного ему поручения (абз. 2 п. 3 ст. 184). Данное правило следует толковать расширительно, распространяя установленный запрет на все сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну (ст. 139 ГК) представляемых лиц, которые стали известны коммерческому представителю в ходе исполнения поручения.

5. Поскольку коммерческое представительство в отдельных сферах предпринимательской деятельности обладает известной спецификой, п. 4 ст. 184 допускает возможность установления особых правил о нем специальными законами и иными правовыми актами. В частности, такие правила предусмотрены КТМ (гл. XIII-XIV), Законом о биржах (раздел III), Законом о рынке ценных бумаг (гл. 2) и др.