Статья 1313. Исполнитель

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также дирижер, режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления).

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 43-ФЗ)

Комментарии к статье
В соответствии со статьей 1313 ГК исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.
Таким образом, за исполнителем признается творческий характер его труда, а сам он назван также автором исполнения. Однако творчество исполнителя необходимо отличать от творчества автора исполняемого произведения. Поскольку исполнение - это представление произведения публике, каждое новое исполнение, несмотря на свой творческий характер, не создает нового произведения искусства или литературы, но создает уникальное "исполнительское произведение" - то, что, собственно, и называется исполнением. Особенно тонким является разграничение исполнения и переработки как объекта авторского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1260 ГК переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод или иную переработку другого (оригинального) произведения.
В конце XIX - начале XX в. появились теории, которые рассматривали артиста-исполнителя в качестве субъекта авторского права. Тогда возникли представления об исполнителе как о соавторе произведения или как о переработчике произведения. Указанные теории были подвергнуты обоснованной критике. Специалисты в области авторского права обоснованно утверждали: если бы "новое произведение рождалось из исполнения в результате интерпретации оригинального произведения так же, как в случаях его переработки (адаптация, перевод и т.д.), когда появляются производные произведения, которые, в свою очередь, могли бы стать объектом новой переработки исполнения, что, в свою очередь, открывало бы возможность для новой интерпретации. Этого не происходит, так как интерпретация не создает нового произведения". Для получения правовой охраны исполнение не должно быть оригинальным или вносить какой-либо творческий элемент, отличающий его от предыдущих интерпретаций.
Подобная критика была воспринята и судебной практикой европейских государств. Известно судебное решение апелляционного суда Парижа от 24 декабря 1940 г., согласно которому "артист-исполнитель не может рассматриваться как творец, а его деятельность не может быть приравнена к творчеству автора".
Таким образом, деятельность исполнителя необходимо отличать от творчества автора, поскольку исполнение не представляет собой создание новых произведений науки, литературы или искусства в том смысле, в котором "произведение" понимается в ГК (ст. 1259) и в Бернской конвенции, не является творческой переработкой подобно производному произведению. Исполнение - это интерпретация, представляющая собой реализацию уже созданного автором произведения. Поэтому, каким бы впечатляющим ни было бы исполнение, оно не может быть в правовом смысле приравнено к произведению. Если признание автором произведения обусловлено творческим характером такового, то творческий труд исполнителя обусловлен признанием авторства исполнения.
Объектом прав исполнителя является исполнение. В процессе подготовки проекта части четвертой ГК вопрос об этом понятии вызвал определенную дискуссию. Дело в том, что в принципе объектом прав исполнителя является скорее не само исполнение как таковое, как процесс, а его результат, то, что объективно существует вовне и благодаря этому может восприниматься другими лицами. Так и было первоначально зафиксировано в проекте. Однако и в этом случае есть исключения: например, присутствуя на концерте, человек скорее воспринимает именно исполнение, а не его результат. Кроме того, переход к новому (и во многом - новому лишь терминологически) пониманию объекта прав исполнителя вызвал сомнения в оправданности такого перехода с точки зрения правоприменения. В связи с этим было принято решение сохранить уже устоявшуюся трактовку объекта прав исполнителя как "исполнения".
Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 1313 ГК исполнителями признаются артисты-исполнители, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. В то же время спектакль, исполнение музыкального произведения оркестром представляют собой совместное исполнение, права на которое принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей, причем независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (п. 1 ст. 1314 ГК).
Соотношение этих положений находит объяснение в различии объектов прав разных исполнителей. Если объектом совместного исполнения актеров, музыкантов и других исполнителей является каждая конкретная постановка, концерт и т.д., то режиссеры-постановщики и дирижеры имеют объектом своих прав в принципе осуществленную ими постановку. Результаты их труда, как отмечалось в литературе, могут быть использованы без их участия и даже после их смерти, что делает созданную постановку ближе к объектам авторского, нежели смежного права.
Таким образом, объект прав режиссера-постановщика и дирижера более устойчив. Будучи однажды созданным, он в дальнейшем используется и вновь, как правило, не создается. Актер (певец, музыкант), напротив, при каждом исполнении, строго говоря, создает новый объект своих прав, поскольку каждый раз (а не только первый) его деятельность носит творческий характер.
Применительно к совместному исполнению ГК предусматривается еще одно важное правило: руководитель коллектива исполнителей является лицом, уполномоченным законом осуществлять смежные права на совместное исполнение (п. 2 ст. 1314 ГК). Он, таким образом, является законным представителем соисполнителей в их отношениях по использованию совместного исполнения: он вправе заключать договоры об использовании совместного исполнения, совершать иные сделки на этот счет. И только в случае его отсутствия члены коллектива исполнителей осуществляют права на созданное ими исполнение совместно. В пункте 2 статьи 1314 ГК также устанавливается, что соглашением между членами коллектива исполнителей может быть "предусмотрено иное". Таким соглашением может быть изменена презумпция в отношении совместного осуществления прав при отсутствии руководителя коллектива исполнителей, но не положение об осуществлении прав руководителем коллектива исполнителей, которое следует признать императивным.
Остальные положения статьи 1314 ГК о совместном исполнении являются общими с положениями ст. 1258 ГК о произведении, созданном в соавторстве. Исполнитель, так же как и соавтор, не может без достаточных оснований запретить использование совместного исполнения, если оно образует неразрывное целое. Если соглашением не предусмотрено иное, он может по своему усмотрению использовать элемент совместного исполнения, созданный его творческим трудом и имеющий самостоятельное значение.
Доходы от использования совместного исполнения распределяются между членами коллектива исполнителей поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1314 и п. 3 ст. 1229 ГК).